Убыточное страхование
ФССН предлагает поднять тарифы на ОСАГО
Вчера глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев заявил, что базовые тарифы по ОСАГО должны быть изменены не позднее лета будущего года. Если этого не произойдет, то в разряд убыточных компаний могут попасть не только региональные страховщики, но и компании федерального масштаба.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за январь-март 2008 года страховщики ОСАГО смогли лишь незначительно увеличить прирост премии: по сравнению с первым кварталом 2007 года прирост составил только 10,7% (премии 16,8 млрд руб.), выплаты же выросли на 20,4% (до 10,8 млрд руб.).
Как заявил Илья Ломакин-Румянцев, рост убыточности рынка ОСАГО при сегодняшних тарифах может стать критическим к лету следующего года. В итоге это грозит убытками не только региональным, но и федеральным страховым компаниям. Если же учесть, что некоторые страховщики стараются уходить из регионов или не выполнять своих обязательств по выплатам, то все это, считает г-н Ломакин-Румянцев, может привести к "лавиноопасной ситуации" на рынке.
Директор департамента рейтингов финансовых институтов "Эксперт РА" Павел Самиев говорит, что наибольшему риску подвержены не самые крупные федеральные страховщики, которые имеют возможность компенсировать убытки в одном регионе прибыльной работой в другом, а компании, входящие в топ-50 крупнейших, у которых достаточно большой портфель моторных рисков. "Растет число компаний с коэффициентом выплат по ОСАГО свыше 80%, - говорит глава департамента стратегического анализа финансовых рынков аудиторской компании "Мариллион" Яна Мирошниченко. - А в первом квартале 2008 года число таких страховщиков увеличилось более чем в три раза, причем если раньше у многих компаний был запас прочности, то теперь его практически нет".
О необходимости повышения тарифов на ОСАГО участники страхового рынка говорят достаточно давно. Еще в марте этого года РСА направил в Минфин свои предложения, где предложил повысить тарифы по ОСАГО для физлиц - с 1980 до 2417 руб., для такси - с 2965 до 7049 руб., для маршруток - с 1620 до 3154 руб. Вчера же президент РСА Андрей Кигим заявил, что повышение базового тарифа должно зависеть от двух аспектов - необходимости учитывать инфляцию, а также "социальных требований общества, выражаемых в так называемой цене жизни". Кроме того, страховые компании, приходя работать на рынок ОСАГО, должны иметь финансовые гарантии. "Компания, выходящая на рынок, должна иметь финансовую основу в объеме как минимум 500 тыс. евро", - добавил г-н Кигим.
Илья Ломакин-Румянцев считает, что должны быть изменены региональные коэффициенты, коэффициенты по видам транспорта и сам базовый тариф. "Главное даже не рост базового тарифа, а грамотное перераспределение структуры коэффициентов, чтобы они учитывали реальные профили убыточности", - считает Яна Мирошниченко. Павел Самиев говорит, что для выравнивания ситуации с убыточностью необходимо повысить базовый тариф как минимум на 20%, "но необходимо менять все системно, вместе с поправочными и региональными коэффициентами".