Не созрели
Спорные поправки в ОСАГО положили под сукно
Как и прогнозировали активисты Всероссийского союза автостраховщиков, самые противоречивые поправки в федеральный закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" - о прямом возмещении убытков и об оформлении мелких ДТП без участия инспекторов ДПС - вступят в юридическую силу позднее прописанных Государственной думой сроков. Дмитрий Медведев подписал указ, по которому они будут внедрены с 1 марта 2009 года.
Напомним, что система прямого возмещения убытков должна функционировать с 1 июля 2008 года, а оформление мелких ДТП без участия гаишников (так называемый европротокол) - с 1 декабря 2008 года.
Президент России притормозил обе поправки из-за неготовности к новым правилам игры как страховых компаний, так и автомобилистов. Эти правила - цивилизованный "разбор полетов" после незначительного дорожного инцидента и избавление пострадавших от "хождения по мукам" для получения компенсации.
Временной оттяжке страховые компании, безусловно, обрадовались, но она не стала для них неожиданностью. В марте 2008 года, например, через три дня после вступления в силу первого блока поправок в ОСАГО из 12 пунктов, в Петербурге прошел "круглый стол" "Мартовские поправки ОСАГО: выгоды потребителя и минусы страховщиков". Заместитель генерального директора по автострахованию одной из компаний Андрей Знаменский сообщил на мероприятии: "По кулуарным данным из Госдумы, есть вероятность, что наиболее серьезные поправки, которые вступают в силу с 1 июля и 1 декабря 2008 года -прямое возмещение убытков и европротокол, - будут отсрочены.
Некоторые депутаты выступают с такой инициативой, поясняя, что ни потребители, ни страховщики к введению этих мер не готовы".
При внедрении прямого возмещения убытков невиновный участник ДТП будет получать страховку в компании, выдавшей ему полис, а не в фирме, выписавшей ОСАГО виновнику аварии. В нынешней же практике, чтобы получить компенсацию у "чужого" страховщика, автолюбитель вынужден пройти процедуру оценки ущерба в дружественной ему фирме. В результате некорректной оценки пострадавший, как правило, получает только 50-60 % от реальной суммы ущерба.
Впрочем, третейским судьей при споре - кому и сколько платить за конкретный страховой случай - при вступлении этой поправки в силу может стать Всероссийский союз автостраховщиков (ВСА). Ведь пострадавшему в аварии автомобилисту важно быстро получить справедливую компенсацию именно в компании, продавшей ему полис ОСАГО, а как та в дальнейшем будет разбираться с коллегами - дело десятое.
По прогнозу специалистов, расходы "своих" страховщиков по этой поправке сразу увеличатся на 20 %. К сожалению, компании, работающие на рынке ОСАГО, не доверяют друг другу. Поэтому ВСА попросил у федерального законодателя паузу, чтобы урегулировать корпоративные отношения. Просьба была услышана и завизирована президентом России.
При внедрении европротокола участники дорожного инцидента получат право не вызывать экипаж ДПС на мелкую, до 25 тысяч рублей ущерба на каждый столкнувшийся автомобиль, аварию.
Но для этого должны быть выполнены два условия: в ДТП должны столкнуться не более двух машин, а с оценкой ущерба, проведенной самими участниками инцидента и определением виновника аварии, должны согласиться оба водителя.
Но если при оценке материальных последствий легкого "поцелуя" на дороге выяснится, что ремонт крыла стоит не 20 тысяч рублей, а, скажем, 30, всю превышающую 25 тысяч сумму за ремонт потерпевший автомобилист, согласившийся на месте ДТП с заниженной оценкой ущерба, будет доплачивать сам.
Специалисты отмечают, что это новшество будет приживаться очень тяжело. Правильную схему аварии с трудом нарисует каждый десятый водитель, и в состоянии аффекта трудно определить рыночную стоимость разбитой фары или вмятого в "железо" бампера.
Не исключено, что федеральные суды будут завалены исками обиженных участников дорожных инцидентов. Так что списывать инспектора ДПС как арбитра, пусть не всегда объективного, рановато.
Правда, перед смертью не надышишься, и с двумя "убыточными" поправками, которые вступят в силу 1 марта 2009 года, страховые компании уже смирились. А вот с тем, что базовые тарифы полиса ОСАГО в нынешнем году пересматриваться не будут, - нет.
Ведь лоббисты в Охотном ряду публично пообещали, что осенью 2008 года стоимость полиса "автогражданки" увеличится на 20-50 % в зависимости от региона, водительской квалификации клиента и даже типа транспортных средств. А для маршрутных такси и машин общественного транспорта лидеры ВСА предлагали увеличить "оброк" сразу в 2-3 раза и даже подали соответствующие выкладки в профильный комитет Госдумы.
Причина такого жесткого повышения, по мнению коммерсантов от ОСАГО, очевидна: при тяжелых авариях с участием общественного транспорта бывает большое число жертв. С 1 марта 2008 года за каждого раненого или погибшего приходится платить компенсацию, максимальный размер которой (в случае гибели человека) составляет 160 тысяч рублей.