Президент отложил спорные поправки к ОСАГО
Вчера Дмитрий Медведев подписал закон, по которому самые противоречивые поправки в федеральный закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" - о прямом возмещении убытков и об оформлении мелких ДТП без участия инспекторов ДПС - вступят в силу 1 марта 2009 года. Напомним, что система прямого возмещения убытков должна была обрести законодательную силу с 1 июля 2008 года, а оформление мелких ДТП без участия гаишников (так называемый "европротокол") - с 1 декабря 2008 года.
Президент притормозил обе поправки из-за неготовности к новым правилам игры как страховых компаний, так и автомобилистов. Эти правила - цивилизованный "разбор полетов" после дорожной аварии. При внедрении прямого возмещения убытков невиновный участник ДТП будет получать страховку в компании, выдавшей ему полис, а не в фирме, выписавшей ОСАГО виновнику аварии. В нынешней же практике, чтобы получить компенсацию у "чужого" страховщика, автолюбитель вынужден пройти процедуру оценки ущерба в дружественной ему фирме. В результате некорректной оценки пострадавший, как правило, получает только 50-60 процентов от реальной суммы ущерба.
Впрочем, третейским судьей в споре, кому и сколько платить за конкретный страховой случай, при вступлении этой поправки в силу может стать Всероссийский союз автостраховщиков (ВСА). Ведь пострадавшему в аварии автомобилисту важно быстро получить справедливую компенсацию именно в компании, продавшей ему полис ОСАГО, а как та в дальнейшем будет разбираться с коллегами - дело десятое.
По прогнозу специалистов, расходы "своих" страховщиков по этой поправке сразу увеличатся на 20 процентов. К сожалению, компании, работающие на рынке ОСАГО, не доверяют друг другу. Поэтому ВСА попросил у федерального законодателя паузу, чтобы урегулировать корпоративные отношения. Просьба была услышана и завизирована президентом России.
При внедрении европротокола участники дорожного инцидента получат право не вызывать экипаж ДПС на мелкую - до 25 тысяч рублей ущерба на каждый столкнувшийся автомобиль - аварию.
Но для этого должны быть выполнены два условия: в ДТП должны столкнуться не более двух машин, а с оценкой ущерба, проведенной самими участниками инцидента, и определением виновника аварии должны согласиться оба водителя.
Но если при оценке материальных последствий легкого "поцелуя" на дороге выяснится, что ремонт крыла стоит не 20 тысяч рублей, а, скажем, 30, всю превышающую 25 тысяч сумму за ремонт потерпевший автомобилист, согласившийся на месте ДТП с заниженной оценкой ущерба, будет доплачивать сам.
Специалисты отмечают, что это новшество будет приживаться очень тяжело. Правильную схему аварии с трудом нарисует каждый десятый водитель, и в состоянии аффекта трудно определить рыночную стоимость разбитой фары или вмятого в "железо" бампера.
Не исключено, что федеральные суды будут завалены исками обиженных участников дорожных инцидентов. Так что списывать инспектора ДПС как арбитра, пусть не всегда объективного, рановато.