«Патриота» приравняли к иномаркам
Эту проблему в Торгово-промышленной палате области обсуждали эксперты-оценщики.
Участники диалога согласовали среднерыночную стоимость нормо-часа при выполнении ремонтных работ автомобиля, пострадавшего в аварии на дороге. Это очень важное достижение. Для всех автовладельцев оно означает, что при наступлении страхового случая по ОсаГО они получат компенсацию, максимально приближенную к реальной стоимости ремонта автомобиля. и в случае необходимости люди смогут оспорить оценку повреждений в суде любой инстанции. При этом они будут опираться на региональные нормы, коллегиально подтвержденные всеми оценщиками Псковской области. Ведь не секрет, что повреждения автомобиля, попавшего в аварию, вызывают совершенно разную реакцию у страховых компаний и сервис-центров: одни стремятся сократить страховые премии, и склонны считать любые повреждения незначительными, преувеличивать износ транспортного средства. а вторые, напротив, норовят раздуть смету обычного ремонта до масштабов капитального и выставить автовладельцу свою цену. а где-то посередине находятся эксперты-оценщики, они-то призваны уравнять претензии страховщиков, ремонтников и автовладельцев, реально оценить объем и стоимость ремонта до предаварийного состояния. И в этой ситуации любая вариативность оценок играет против оценщиков.
С другой стороны, работая по единым стандартам и одним и тем же методикам, конкурирующие консалтинговые фирмы могут прийти к одинаковым результатам. И на основе принятых региональных норм выдержать натиск страховщиков, ремонтников и даже клиентов. Ведь правила устанавливаются, чтобы их соблюдать.
Но есть и вторая сторона проблемы, которая свидетельствует в пользу принятия региональных норм. О ней нам рассказала главный идеолог и организатор совещания оценщиков, генеральный директор независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков» Лариса семенова:
– Большинство страховых компаний, работающих на рынке ОсаГО в Псковской области, являются филиалами более крупных столичных компаний. Они, проверяя обоснованность оценок, представляемых к выплатам в Пскове (так уж у большинства заведено!), часто возмущаются оценкой стоимости ремонтных работ, потому как у нас они зачастую выше, чем в Санкт-Петербурге и в Москве. Да что говорить, у меня была возможность познакомиться с работой латвийских коллег и с их стандартами. так вот, по всей территории Латвии утверждены единые стоимости нормо-часа на разные марки машин, и они значительно ниже наших.
Конечно, ситуацию в регионах не сравнить со столичной. У них и ремонтная база посолиднее, и конкуренция, практически отсутствующая у нас. но как бы то ни было, наши нормативы страховым компаниям порой приходится доказывать в судах. и в одиночку, в каждом конкретном случае это делать достаточно сложно. тогда как согласованные и подписанные значительным числом оценочных компаний цифры уже могут претендовать на нормативную легитимность в данном регионе.
Примечательно, что в этом году к соглашению присоединилось больше оценщиков, чем в прежние годы. За основу обсуждения взяты данные, собранные и проанализированные специалистами нашей организации по основным ремонтным предприятиям города Пскова. анализ ситуации показал, что за прошедший год стоимость ремонтных услуг значительно выросла.
Надо отметить, что, несмотря на детальную проработку всех вопросов, некоторые все-таки вызвали горячее обсуждение специалистов-оценщиков. и тогда привычное деление автомобилей по маркам и возрасту пришлось расширить – специально для моделей, имеющих свою ремонтную специфику. таким образом, полагаясь на собственный опыт и рыночные расценки, эксперты приравняли по ремонтным нормо-часам УАЗ-«Патриот» к иномарке.
Такая же участь была уготована и «Ниве-Шевроле», которая хотя и считается отечественным автомобилем, но ремонтируют ее по нормам западного родственника. Кроме того, эксперты решили подкорректировать стоимость ремонтных часов для автобусов иностранного производства, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Интересно, что поправки, хоть и незначительные, коснулись, в основном, редко встречающихся автомобилей и все они были направлены в сторону увеличения. Экспертный опыт подтвердил правду жизни: ремонт всегда обходится дороже, чем планируется.
Главным итогом совещания псковских оценщиков стало соглашение, подписанное руководителями девяти экспертных компаний о принятии согласованной среднерыночной стоимости нормо-часа при выполнении кузовных и малярных работ для автомобилей различного класса, отечественных и иномарок.