Перейти к основному содержанию

Главная      ОРИГИНАЛЬНОЕ АВТОСТРАХОВАНИЕ

ОРИГИНАЛЬНОЕ АВТОСТРАХОВАНИЕ

Страховщики перешли от ценовых войн к сервисным

Страховщики начали отказываться от ценовых войн и захвата рынка автострахования с помощью демпинга. В результате тарифы по страхованию каско в крупнейших компаниях фактически сравнялись. Конкурировать же теперь автостраховщики стремятся за счет сервисных услуг и новых оригинальных продуктов.

С введением в 2003 году обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) страховщики говорили о возможном снижении интереса автовладельцев к добровольному страхованию каско. Часть аварий оплачивается за счет "автогражданки" , и некоторые особенно уверенные в себе автолюбители могли бы посчитать полис каско лишним. Однако сложная и долгая процедура получения выплат по ОСАГО не дала сбыться этим прогнозам. По оценкам центра стратегических исследований "Росгосстраха" , рынок добровольного автострахования в ближайшие несколько лет будет увеличиваться на 40 % ежегодно.

Тарифные войны

В прошлом году война автостраховщиков за клиентов велась в основном за счет разницы тарифов. Если прежде застраховать иномарку среднего класса стоимостью около $20 тыс. можно было с разницей хвдин-полтора процентного пункта, то в 2006 году тарифы разных компаний отличались более чем вдвое. Например, тариф для 25-летнего водителя с трехлетним стажем на седан Mitsubishi Lancer ($16, 6 тыс. ) тогда варьировался от 6, 6 % ("Росгосстрах") до 15, 2 % ("Ингосстрах"). То есть разница страховой суммы составляла $1422. A Peugeot 407 можно было застраховать по 6, 9-11 % от суммы страхового покрытия (разница в итоговой стоимости полиса каско составляет $1232).

Однако сейчас, говорит руководитель центра стратегического анализа и планирования "Росгосстраха" Алексей Зубец, тарифные войны автостраховщиков сходят на нет. Например, тарифы для Peugeot 407 в "Росгосстрахе" и "Ингосстрахе" составляют 9, 5 % и 12 % соответственно. По словам Зубца, эта проблема еще не решена окончательно, ряд участников рынка по-прежнему для увеличения портфеля занижают тарифы. "Впрочем, сейчас компании активнее развивают сервисную конкуренцию, ведь главным показателем для клиентов является не цена полиса, а качество обслуживания" , - добавил он.

Бонусы в ОСАГО

Предложить автовладельцам что-то новое по ОСАГО непросто, поскольку правила и тарифы на этом рынке устанавливаются правительством, а скидки возможны только за безаварийную езду. Но для привлечения большего числа автовладельцев в конце прошлого года некоторые компании обещали клиентам различные подарки при покупке полиса ОСАГО. Например,

"Росгосстрах" при покупке ОСАГО обещал подарки от 1 тыс. руб. , а Московская страховая компания - 20 л бензина АИ-95. Однако размах рекламных кампаний привлек внимание регуляторов рынка. В результате десяток участников рынка получили предписания ФССН с требованием прекратить незаконные маркетинговые программы. Также в отношении этих компаний ФАС инициировала разбирательство по факту нарушения антимонопольного законодательства.

Во избежание санкций страховщики начали искать другие способы привлечения клиентов. Одной из первых крупных кампаний на рынке ОСАГО стала акция РОСНО, предложившего за $1 увеличить лимит ответственности по полису ОСАГО с 400 тыс. руб. , предусмотренных законом, до 1 млн руб. А в декабре 2005 года пятерка крупнейших страховщиков ОСАГО заявила о намерении ввести систему прямого урегулирования. Эта инициатива позволит автовладельцам обращаться за возмещением ущерба не в компанию виновника ДТП, а к своему страховщику. Первоначально провести эксперимент решили пять компаний: "РЕСО-гарантия" , РОСНО, "Альфастрахование" , "Ингосстрах" и "Согласие"; позже к сформировавшемуся пулу присоединились "Росгосстрах" и "Русский мир".

Необходимые законодательные изменения до сих пор не приняты, однако ряд страховщиков уже начали урегулировать убытки своих клиентов напрямую. Дальше других в этом продвинулась компания РОСНО, которая первой стала помогать клиентам в юридическом сопровождении полисов под лозунгом "Реформа „автогражданки"". Согласно этой программе компания берет на себя организацию урегулирования убытков: владельцу полиса РОСНО, пострадавшему в ДТП, остается только получить возмещение в компании виновника. В частности этот продукт позволил РОСНО закрепиться в числе лидеров по сборам среди всех страховщиков ОСАГО. По итогам первого полугодия 2006 года РОСНО увеличило сборы в этом сегменте на 500 млн руб. , или на 70 %, по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Не дожидаясь внесения изменений о прямом урегулировании в закон об "автогражданке" , другие страховщики начали предоставлять такие услуги. "Русский мир" запустил программу "Прямое урегулирование" (стоимость 400 руб. ), а "Альфастрахование" начало продажу полисов "Альфакаско" стоимостью 500 руб. , которые дают возможность в случае ДТП получить возмещение, не обращаясь в компанию виновника. По словам гендиректора "Альфастрахования" Владимира Скворцова, этот полис позволяет его владельцам, пострадавшим в ДТП, обращаться за возмещением в "Альфастрахование" , которое самостоятельно уладит вопросы выплат со страховщиком виновника. "Оформив все документы, „Альфастрахование" направит в компанию виновника ДТП требование о суброгации, возместив тем самым сумму выплаты" , - добавил он.

Экзотичное каско

Пример "Альфастрахования" и "Русского мира" не единственная попытка дополнить ОСАГО за счет другого недорогого продукта. Например, в августе страховая группа АСК начала продажу "Мини-каско" , которое предусматривает финансовую защиту в случае ДТП в пределах сумм, предусмотренных законом об ОСАГО (120 тыс. руб. ) по каждому страховому случаю. Базовая стоимость такого полиса составляет 6 тыс. руб. Для сравнения: средняя цена ОСАГО - около 2 тыс. руб. , однако "Мини-каско" , в отличие от полиса "автогражданки" , позволяет получить возмещение и в том случае, если его владелец виновен в аварии.

Впрочем, на рынке существуют и более экзотичные предложения. При страховании транспортного средства от ущерба и угона клиентам "Ингосстраха" предлагается программа технической помощи на дороге. В частности, долив бензина, если у клиента он внезапно кончился, зарядка и замена аккумулятора, замена поврежденного колеса, а также автоэвакуация при поломке. Кроме того, страховая компания предлагает клиентам приобрести за $55 программу "Сбор справок". Компания "Метрополис" в регионах продает полисы каско "До первого случая" , возмещение по которым можно получить только один раз. РОСНО продает полисы для женщин - "РОСНО леди" , предусматривающие техподдержку на дорогах. Также на прошлой неделе "Альфастрахование" предложило опытным водителям (старше 28 лет и со стажем не менее пяти лет) каско за полцены - "Альфакаско 50 х 50" , которое покрывает только полный ущерб или угон машины.

Заместитель гендиректора "Альфастрахования" Александр Горин говорит, что в последнее время страховщики активно развивают сервисные услуги, за счет чего существенно расширяются их продуктовые линейки. "Осваивая новые сегменты, мы стараемся найти, изучить аудиторию и предложить ей действительно необходимые услуги. Правильно определить этот сегмент - залог успеха. Впрочем, иногда компании представляют стандартные услуги, которые есть у большинства участников рынка, например предоставление эвакуатора, как свое ноу-хау" , - рассказывает он.

***

Проблема еще не решена окончательно, ряд участников рынка по-прежнему для увеличения портфеля занижают тарифы. Впрочем, сейчас компании активнее развивают сервисную конкуренцию, ведь главным показателем для клиентов является не цена полиса, а качество обслуживания

[Графические материалы:

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ОСАГО,

Материал доступен в бумажной версии издания. ]