КАКИХ ТРЕХ БУКВ НЕ ХВАТАЕТ "РОССТРАХУ"?
Многие новосибирцы, страхующие автогражданку, становятся жертвами рекламных технологий
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО в центр урегулирования убытков компании "Росгосстрах" обращается чуть ли не десяток людей с полисами компании "Росстрах". Приходят в основном со страховкой по ОСАГО - расстроенные, обозленные водители, только что пережившие стрессовую ситуацию и лишившиеся на время ремонта своего средства передвижения. Показывают полис, а им говорят, что, дескать, не по адресу пришли - полис-то "Росстраха", а не "Росгосстраха". Люди удивляются, срывают зло на менеджерах и уходят не солоно хлебавши искать место, где выплачивает страховку их страховщик. Чем объяснить такую ситуацию? Рассеянностью? Забывают, в какой компании оформляли страховой полис? Но, учитывая частоту обращений росстраховских клиентов, этим заболеванием, похоже, страдает не так уж мало автолюбителей.
В маркетинге существует такое понятие - брендинговая мимикрия. По аналогии с животным миром, где некоторые виды имитируют внешность других, избегаемых потенциальным хищником, на рынке подчас запускается бренд, схожий с более сильным, в продвижение которого конкурент уже вложил деньги. Так легким росчерком пера китайские кроссовки превращаются в Reebak, Nice, зубная паста - в Colgote, a чайники - в Tafel. Но это уровень барахолки. Страховой рынок более цивилизован и в силу регуляции не должен работать по принципу китайских тапочек. Между тем есть "Росстрах" - новосибирская компания, которая двенадцать лет занимается страховыми услугами, обладающая и лицензиями на четыре десятка видов страхования. И есть региональное подразделение "Росгосстраха", наследника советского "Госстраха", который имеет за плечами восьмидесятилетнюю историю, отделения и центры по урегулированию убытков по всей стране, лицензии на 80 видов страхования и занимает в стране лидирующие позиции по обязательному страхованию автогражданки.
Казалось бы, разница между ними очевидна. Но, как выяснилось, не для всех. Как с Вилларибо и Виллабаджо: вроде бы качественно разные деревушки и названия у них разные, но никто навскидку и не вспомнит, в какой именно моют посуду с "Фейри", а в какой по старинке драят плошки щетками. Здесь тоже разные логотипы, разные корпоративные цвета, да и название одной отличается на три солидных буквы "гос". Но потребитель, как выясняется, отличить не может. Более того, складывается впечатление, что представители молодого новосибирского страховщика не стремятся растолковать клиентам разницу. К тому же удивительным образом рядом с точками продаж страховых полисов "Росгосстраха" зачастую появляются росстраховские точки продаж. Например, это и ввело в заблуждение невольного клиента "Росстраха", обратившегося к нам в редакцию. "Я шел страховать автогражданку, - рассказал он корреспонденту "Новой Сибири". - Рядом с моим домом находится супермаркет, где есть точки продаж страховых полисов. На входе логотип "Росгосстраха", слоган "Все правильно сделал". Захожу, вижу стол, на нем табличка - "страхование ОСАГО".
Я НЕДОЛГО думая подошел, купил полис и пребывал в уверенности, что "все правильно сделал", до аварии, пока при предъявлении полиса в "Росгосстрахе" мне не указали на логотип "Госстраха" в левом верхнем углу договора страхования. Кстати, до этого момента я и не подозревал, что "Госстрах" и "Росгосстрах" - это четыре разных человека. Понимаю, что виноват сам, недоглядел. Но все же я решил убедиться в своем идиотизме. Вернулся в магазин - действительно, висит реклама "Росгосстраха", но оказалось, что агенты этой страховой компании сидят на втором этаже. А агент "Росстраха" успевает перехватить таких, как я, на первом. В связи с этим у меня возникает резонный вопрос: добросовестная ли это конкуренция и солидно ли прикрываться известным именем?"
Впрочем, такое смешение брендов происходит не только в массовом сознании потребителя. Подчас в этих компаниях путаются даже эксперты. Так, новосибирский экономический еженедельник "Эпиграф", рассказывая о сотрудничестве "Росгосстраха" и администрации области по компенсационным выплатам гражданам, потерявшим свои сбережения в результате кризиса 1991 года по договорам смешанного страхования жизни, страхованию детей, свадебному страхованию, заключенным до 1992 года, в заголовке называет "Росгосстрах" "Росстрахом".
"Безусловно, мы осознаем, что теряем клиентов из-за того, что они путаются между названиями, - рассказал "Новой Сибири" заместитель генерального директора компании "Росгосстрах-Сибирь" Евгений Козлов. - И это происходит не только на страховом поле ОСАГО, но и по другим видам страхования. Эта неразбериха тянется с самого появления "Госстраха", когда, выйдя на рынок, компания предложила клиентам "Росгосстраха" переоформить договоры по накопительному страхованию, приглашая их в свои офисы. С юридической точки зрения, мы ничего не можем поделать. Мы уже обращались в Страхнадзор с просьбой разобраться в этом вопросе, но нам ответили, что до принятия закона, регламентирующего все, что связано с названиями страховых компаний, у них никаких рычагов воздействия нет".