Перейти к основному содержанию

Главная      КТО И КАК ПЛАТИТ ЗА РАЗБИТУЮ ТЕХНИКУ

КТО И КАК ПЛАТИТ ЗА РАЗБИТУЮ ТЕХНИКУ

Среди участников дорожного движения немало строителей - тех, кто управляет грузовыми автомобилями и различной строительной техникой.

После введения обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) около 80 процентов всех водителей застраховались, и теперь практически в любых ситуациях пострадавшая сторона может рассчитывать на компенсацию. Сегодня по ОСАГО застраховано не только большинство водителей легкового и грузового транспорта, но и значительная часть водителей, управляющих строительной техникой. Однако процент водителей, игнорирующих требование закона об ОСАГО среди управляющих строительной техникой, несколько выше, чем среди обычных автовладельцев. По всей видимости, это связано с их упованием на "авось", поскольку такая техника в большинстве случаев не является постоянным участником дорожного движения, а выезжает на дороги общего пользования только при перемене одной стройплощадки на другую.

Как сообщил генеральный директор страховой компании "Коместра-Центр" Евгений Майборода, на цену полиса для строительной техники существенно влияют территория эксплуатации и характер ее использования, особенности перемещения: своим ходом или на платформах. При этом некоторые виды строительной техники, например, погрузчики, входят в число наиболее часто угоняемых. Территориальная специфика также накладывает свой отпечаток: тариф повышается при страховании техники в субъектах Федерации Северо-Кавказского региона. В результате стоимость страховки определяется индивидуально и при различных условиях может сильно варьироваться. Но, несмотря на это, страховать такую технику все равно имеет смысл, ведь риск ущерба по ней возрастает многократно по сравнению с обычными автомобилями. Вероятность ущерба на стройплощадке гораздо выше, чем на дороге, да и ремонт строительной техники обходится дороже. "Очевидно, что в условиях увеличения объемов строительства в европейской части страны страхование КАСКО строительной техники будет становиться все популярнее", - говорит Евгений Майборода.

С июля 2003 года в РФ вступил в силу Закон об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, и теперь, по прошествии года, споры вокруг данного закона, обоснованности тарифов так и не прекратились. Нередко можно услышать обвинения в адрес страховщиков о неких сверхприбылях, якобы полученных ими. Однако при оценке убыточности ОСАГО неспециалистами порой некорректно используются статистические данные за тот или иной период. Так, например, руководитель управления группы "Альфа-Страхование" Илья Оленин рассказал, что под прибылью часто понимается простая разница между сборами и выплатами. В результате публикуется недостоверная информация: к примеру, в некоторых СМИ встречаются заголовки, кричащие о том, что прибыль страховщиков по ОСАГО составляет до 900 процентов. В действительности же, по расчетам актуариев, на сегодняшний день убыточность (количество выплат) по этому виду приближается к 80 процентам от сборов по Москве и Московской области и к 55 процентам по регионам. Кроме того, страховая компания также несет определенные затраты на ведение дела, куда входят аренда офисов, заработная плата агентов, реклама и т. д.

До конца года абсолютному большинству автовладельцев предстоит перезаключить договора ОСАГО, и многие относятся к этому с пониманием. Государство благодаря ОСАГО гарантирует, что пострадавший в ДТП получит возмещение, несмотря на то, есть у виновника средства или нет. "У нас много анекдотов про то, как "Запорожец" въезжает в "мерседес". В реальности же смешного здесь мало, потому что у водителя "Запорожца" вряд ли найдутся средства на ремонт "мерседеса", - рассуждает глава страховой компании МРСС Семен Акерман. Таким образом, полис ОСАГО может сыграть добрую службу, и, как показывает практика, те автовладельцы, которые стали виновниками ДТП и страховая компания компенсировала ущерб пострадавшим, навсегда остаются сторонниками обязательного страхования.

Итак, при перезаключении договора страхования ОСАГО можно остаться в своей страховой компании, а если что-то не устраивает - перейти в другую. Тут есть один любопытный момент: компания, в которой приобретается полис ОСАГО, будет платить возмещение в случае вашей виновности в ДТП. Если же виноват другой застрахованный, то вам придется получать возмещение в его страховой компании. Но это вовсе не значит, что неважно, в какой компании приобретаешь полис, поскольку один страховщик выплатит оперативно, а другой может откладывать под различными предлогами эту выплату довольно долго. Быстрое же возмещение ущерба другому автовладельцу сбережет и ваши нервы. И если при первом заключении договора вы подошли к вопросу выбора страховщика без внимания, то сейчас можно все поправить. При выборе необходимо обратить внимание на опыт работы компании в автостраховании, на качество сервиса, и, самое главное, на количество людей в отделе выплат. Если там очереди и народ громко возмущается, то это говорит не в пользу страховой компании.

Причем очень высокие показатели страховщика по продажам ОСАГО - тоже палка о двух концах: в мегаполисе, где ежедневно происходит большое количество ДТП, такая компания может и не успеть урегулировать убыток в положенный по закону 15-дневный срок со дня предоставления пострадавшим документов.

Хотя у автолюбителей определенный опыт уже есть, но напомним, как отличить настоящий полис от фальшивок, которые распространяют мошенники.

Не приобретайте полис с рук или по "сходной" цене, нельзя просто купить страховой полис - нужно заключить договор со страховой компанией. Осмотрите внешний вид полиса: в верхнем левом углу должен стоять штамп организации, которая его реализует. Каждый полис ОСАГО имеет уникальный серийный номер, который внесен в базу данных страховой компании и может быть проверен ГИБДД. Настоящий полис ОСАГО имеет несколько степеней защиты: на лицевой стороне нанесена микросетка зеленовато-голубоватого оттенка по всему формату бланка, которая не должна оставлять следов краски на пальцах; на просвет хорошо видны водяные знаки с логотипом РСА; на оборотной стороне справа впечатана металлизированная полоска белого цвета шириной 2 мм; в структуру бумаги вкраплены ворсинки красноватого цвета, как на денежных купюрах достоинством 100 и 500 рублей.

Любой полис ОСАГО является неагрегатным, то есть даже если вас угораздит оказаться виновником ДТП несколько раз за время его действия - страховая компания в каждом случае будет выплачивать возмещение ущерба в полном объеме в пределах, установленных законом. Но максимальный размер возмещения за один автомобиль составляет всего 120000 рублей, или около 4000 долларов США. Если вы "въехали" в дорогую иномарку, то этой суммы может и не хватить для компенсации ущерба.

Для того чтобы не доплачивать за восстановление дорогого автомобиля из своего кармана, необходимо "достраховать" свою ответственность, или, строго говоря, повысить ее лимит. Страховые компании предлагают множество вариантов решения этой проблемы.

Конечно, для сельской местности полисы дострахования не актуальны, но для автовладельцев больших городов, в том числе, безусловно, строителей, они будут весьма рациональным приобретением.