Перейти к основному содержанию

Главная      Знаковый страховой год

Знаковый страховой год

Дальневосточный страховой рынок стоит на пороге больших перемен

Минувший год стал знаковым для развития дальневосточного страхового рынка: новые реалии этого бизнеса взбудоражили страховщиков по всей стране, но Дальнему Востоку с его уникальным путем развития, наверное, досталось больше, чем другим.

Так получилось, что в течение всего прошедшего года участникам страхового рынка скучать не пришлось. В первой половине 2003 года никаких ярких событий не происходило. А потом понеслось, причем в общенациональном масштабе. 1 июля стартовала обязательная автогражданка, слегка обескуражив представителей страховых компаний и совершенно ошарашив их клиентов.

Следом были приняты поправки к закону о страховом деле - ладно бы в том виде, в каком их обсуждали несколько долгих лет, но даже и не в таком, как их обрисовывали руководители российского страхнадзора буквально за месяц до принятия. Новые и неожиданные условия изменили размеренный темп работы и заставили страховщиков принимать очень серьезные решения и определяться с приоритетами. О том, как нововведения преобразовали страховой рынок, в сегодняшнем обзоре.

Автогражданка раскачала рынок

"ДК" прогнозировал, что вступление в силу обязательного страхования автогражданской ответственности приведет на рынок немало новых игроков и по-настоящему "раскачает этот мир".

И действительно. Потирая руки в предвкушении баснословных сборов по автогражданке, в регионы ринулись филиалы иногородних компаний, тем самым кардинально изменив структуру страхового Дальнего Востока. Даже самые развитые страховые сегменты Дальнего Востока - Приморский и Хабаровский края - в процентном соотношении увеличили свои филиальные списки, хотя наиболее сильные российские компании работают здесь уже по много лет. Так, в Приморье количество филиалов выросло с 35 до 49, в Хабаровске - с 25 до 37. Новые представительства открывались в каждом регионе ДВФО: в Магадане теперь действуют 19 филиалов (было 12), в Амурской области вместо прежних восьми сейчас работают 20, количество филиалов на Сахалине увеличилось с 15 до 19, на Камчатке - с 10 до 14, в Якутии - с 8 до 13. Но больше всего перепало "непаханой целине": Еврейская автономная область тихо мирно существовав всего с двумя филиалами на своей территории, враз сравнялась с остальными "среднечисленными" регионами - теперь здесь работают 12 филиалов. При этом число местных страховщиков увеличилось только в Хабаровском крае; где зарегистрировались 3 новые компанийки на одну местную компанию пополнилось число региональных операторов на Сахалине. Зато в Приморье ушел с рынка "ДОК" , в Магадане - Магаданская страховая компания, на Камчатке больше не работает "Касио".

Принудительно прививаемая населению при помощи ОСАГО потребность в страховании сделала свое дело: объем премий увеличился в разы. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на сравнительные цифры первого полугодия 2003 и 2004 годов (см. таблицу). Так, в Амурской области и Хабаровском крае сборы выросли в 2 раза, в Еврейской АО - в 5 раз, в Магаданской области - в полтора раза. На территории Приморского края, Сахалинской и Камчатской областей и Республики Саха в первом полугодии клиенты принесли в страховые компании 1, 689 млрд рублей, тогда как в аналогичном периоде прошлого года премия страховщиков составила 781 миллион рублей.

По данным Минфина РФ, всего за полгода действия в 2003 году ОСАГО обеспечило страховым компаниям Дальнего Востока 1, 107 млрд рублей премии, тогда как суммарные сборы за весь год немногим превысили 5 млрд рублей.

Автогражданка поистине стала катализатором развития страхового рынка, и этот процесс уже не остановить. Как бы ни надеялись все еще отпирающиеся страхователи, ОСАГО уже никогда не будет отменено. Единственное, что может произойти на радость автовладельцам, - это снижение тарифов. Хотя, как показала практика, подобные идеи чиновников и депутатов почему-то не переживают период предвыборных кампаний.

А значит, новые филиалы по-прежнему будут приходить на Дальний Восток делить автостраховой пирог. Дело в том, что, несмотря на значительный численный перевес филиалов, местные страховщики все-таки дают им фору: региональные страховые компании собирают в два раза больше страховой премии по добровольным видам страхования и в 3 раза больше - по автогражданке. Последний факт остается тем более удивительным, что лицензию на страхование автогражданской ответственности имеют только четыре дальневосточника, все из Приморья - "Дальакфес" , "Защита-Находка" , "Росгосстрах-ДВ" и "Пирамида".

Непонятная "жизнь"

Поправки в закон о страховом деле резко и неприятно завершили рождественские каникулы: новые требования вступили в силу 17 января 2004 года. Согласно им страховщики должны были выбирать: или страховать жизнь, или принимать риски в перестрахование. Причем времени на раздумья оставлено не было: тут же 17 января Минфин назвал страховщиков, имеющих лицензии на страхование жизни, которые с этого момента не могли принимать имущественные риски в перестрахование. Среди 816 компаний были названы и дальневосточники: "Альянс" , "Аргысмедстрах" , "Восточно-страховой альянс" , "Гарантия и Защита" , "Дальакфес" , "ДальЖАСО" , "Дальлесстрах" , "Дальрезерв" , "ДальСАОР" , "Дальстар" , "Дальстрахрезерв" , "ДАСК" , "Защита-Находка" , "Камчат-Афес" , "Камчатка-АСКО" , "Пирамида" , "Росгосстрах-ДВ" , "САПИ-Полис" , ФТСК, ХКСК, "Якутия".Некоторые, изучив нормативный акт до вступления его в силу, успели отказаться от лицензии на "жизнь". И что же? Поняв свою оплошность, законодатели решили подкорректировать свои поправки и приостановили действие пункта, породившего дилемму

- "жизнь" или перестрахование. Был установлен переходный период для разделения страховщиками своей деятельности: до 1 июля 2007 года страховщики, имеющие лицензии на осуществление страхования жизни, будут вправе осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию, принятых на себя страховщиками.

Но передохнуть все равно не удалось. Этим же нормативным актом страховщиков обязали увеличивать уставные капиталы. Как разъяснил тогда еще Департамент страхового надзора Минфина РФ, минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн рублей. Самое важное слово здесь - минимальный. Потому что есть еще ряд коэффициентов: для осуществления личного страхования (включая страхование жизни)

- 60 млн рублей, для осуществление личного страхования (без страхования жизни) или имущественного страхования - 30 млн рублей, для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием -120 млн рублей.

Увеличение уставного капитала разрешили производить поэтапно. К 1 июля 2004 года размер уставного капитала должен быть сформирован до одной трети установленного минимального размера уставного капитала, то есть 10 млн рублей: И страховщики в последнее время активно объявляли о достижении такой планки. Но, тем не менее, страхнадзор объявил, что на 1 июня это требование не выполнили 427 страховых организаций, и в середине августа появились настоящие "черные списки" из 151 компании, лишившейся лицензии. Среди них - четыре дальневосточных страховщика. Это "Сахалинское страховое общество" (г. Южно-Сахалинск), "Шельф" (г.Южно-Сахалинск), "Астровас" (г. Хабаровск), "Росстрах-ХЭРСЭУ" (г. Хабаровск). По данным ФССН на 1 апреля 2004 года, уставные капиталы у "отозванных" страховщиков не дотягивали до норматива. Причем трое из них, за исключением сахалинского "Шельфа" (уставный капитал равен 6, 02 млн рублей, действовал с 1996 года), только недавно вышли на страховой рынок. Хабаровский "Астровас" , имеющий 6 млн уставного капитала, начал деятельность в середине 2002 года, но уже в течение всего 2004 года не функционировал. Оставшиеся - как раз те новички, за счет которых пополнялась когорта региональных страховщиков. Да так и не пополнилась. "Сахалинское страховое общество" с уставным капиталом всего в 220 тыс. рублей получило лицензию только в конце 2003 года, "Росстрах-ХЭРСЭУ" (уставный капитал 2, 5 млн рублей) - в феврале текущего года.

В страхнадзоре заявили, что оставшиеся "несоответствующие" - на очереди. Теперь это будет уже порядка трех сотен компаний. Не исключено, что в следующем "черном списке" будет уже больше дальневосточников. На сайте Министерства финансов размещены данные о страховщиках по состоянию на 1 апреля 2004 года. Согласно им до нужного норматива не дотягивают еще семеро приморских страховщиков, занимающихся добровольными видами страхования, шестеро хабаровских компаний, одна амурская и одна камчатская. Вполне возможно, что в течение II квартала эти страховщики успели увеличить свои "уставные капиталы" или этот процесс у них вот-вот завершится. Тогда им остается только держать кулачки, чтобы в страхнадзоре с пониманием отнеслись к этим задержкам.

Согласно сообщениям информагентств, страхнадзор готов идти навстречу страховщикам, и даже у наказанных есть шансы. В Федеральную службу страхового надзора начали поступать заявления от страховщиков, которые считают, что лицензии у них были отозваны незаслуженно. Как сообщила "Газета. Ru" , глава ФССН Илья ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ заявил, что не исключает внесения изменений в свой приказ об отзыве лицензий. Однако это не означает, что лицензии будут возвращены всем недовольным. В ФССН считают, что все серьезные компании приводят в порядок свои документы в срок. Так что дальневосточникам остается доказать, что они серьезные. Или освободить место на рынке для других.

***

Автогражданка поистине стала катализатором развития страхового рынка, и этот процесс уже не остановить. Как бы ни надеялись все еще отпирающиеся страхователи, ОСАГО уже никогда не будет отменено. Единственное, что может произойти на радость автовладельцам, - это снижение тарифов

Графические материалы:

Таблица: Динамика страховых выплат

Таблица: Динамика страховых премии

Таблица: Развитие ОСАГО в январе-июне 2004 года

Таблица: Динамика страховой деятельности (юридические лица и филиалы)

Таблица: Динамика страховой деятельности (филиалы)

Материалы доступны в бумажной версии издания