Вектор динамичного развития
Эффективное государственное регулирование - это обязательное условие динамичного и сбалансированного развития фондового рынка как одного из важнейших элементов экономики страны. Поэтому наш журнал проводит систематический мониторинг важнейших решений государственных органов, затрагивающих финансовую сферу. Сентябрь оказался весьма продуктивен на такие решения. Мы выделили три ключевых блока. Первый из них касается противодействия финансовому терроризму, а второй и третий посвящены мерам по структуризации фондового и финансового рынков соответственно.
***
ФИНАНСОВЫЙ АНТИТЕРРОР
Борьба с терроризмом стала поистине национальной задачей. Поэтому представители государственных органов, отвечающих за регулирование финансового сектора экономики, обязаны были принять оперативные законодательные решения, способствующие пресечению финансовых потоков, питающих международный терроризм. Стоит признать, что уже на сегодняшний момент сделано немало. Банк России, Государственная дума РФ и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) выступили с рядом инициатив, которые отрежут террористов от денег.
В частности, четыре из 29 антитеррористических поправок к законодательству, вынесенные на обсуждение нижней палаты парламента, имеют непосредственное отношение к финансовой сфере. Особое внимание привлекает предложение об ужесточении контроля над обналичиванием денег нерезидентами. Соответствующие поправки будут внесены в Закон "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов". Теперь коммерческие банки будут обязаны информировать Федеральную службу по финансовому мониторингу обо всех подозрительных сделках нерезидентов. Ранее под подобным контролем находились только граждане России. Такая "дискриминация" была совершенно неоправданной, особенно с учетом международного характера терроризма. А если вспомнить, что большинство "черных" финансовых расчетов производится именно с помощью наличности, то предложение депутатов можно назвать более чем своевременным.
Судите сами: только в Москве в 2003 году иностранцы обналичили более десяти миллиардов долларов. Такие цифры называет председатель думской Комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков. В этом году сумма может приблизиться к четверти триллиона. Не известно, какая часть этих средств попадает в руки террористов. Только максимально жесткий контроль позволит перекрыть финансирование взрывов в нашем же метрополитене.
Инициативу Государственной думы поддержал Центробанк. Под эгидой борьбы с терроризмом Банк России принял четыре нормативных акта.
9 августа 2004 года было принято два указания: "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях" , зарегистрированное Минюстом 24 августа, и "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях" , зарегистрированное Минюстом 3 сентября.
Кроме того, 17 августа было принято указание "О внесении изменений в Положение Банка России от 20 декабря 2002 года N207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" , зарегистрированное Минюстом 3 сентября, и положение "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" , зарегистрированное Минюстом 6 сентября.
Кроме того, Центробанк в обязательном порядке доводит до банков информацию об организациях, подозреваемых в финансировании терроризма. Этот список составлен Федеральной службой по финансовому мониторингу. В базе данных ФСФМ находится около двух с половиной миллионов сообщений о сомнительных финансовых сделках, и каждый день появляются 10 000 новых. В 80 процентах сообщений речь идет о банках.
Список постоянно обновляется. Недавно в Банк России была направлена седьмая версия, содержащая имена 1016 физических лиц и названия 124 российских и международных организаций.
Информация поступает из главного офиса в региональные отделения ЦБ, которые в свою очередь распространяют ее по всем находящимся на их территории коммерческим банкам.
Таким образом, любой человек, желающий открыть счет, будет проверен по базе. Финансирование терроризма происходит порой из самых неожиданных источников, и в этом случае использование самых жестких механизмов контроля выглядит вполне обоснованно.
***
Алексей Воробьев, аналитик ИК "Атон":
- Судя по тому, с каким азартом ЦБ отзывает лицензии у банков, законы работают. Но происходит ли отток преступного капитала, оценить довольно-таки сложно. Не известно, какова его динамика. Все действия, предпринимаемые по снижению коррупции в сфере отмывания денег, выглядят правильными и своевременными. Но давать какие-то оценки результатам этой деятельности, на мой взгляд, рано.
Сделки нерезидентов не контролировались ранее по нескольким причинам. Во-первых, у государства было много других проблем, которые следовало своевременно решать. Во-вторых, мы только сейчас становимся участниками международных процессов, активно внедряемся в мировое сообщество. Естественно, ориентация идет на США и Евросоюз. Поэтому интеграция происходит по пути рыночных преобразований. Одним из шагов было вступление в ФЛТФ. Естественно, нам приходится что-то менять, дотягиваться до определенных стандартов.
В последнее время в Россию хлынули потоки экспортного капитала. Некоторые законодательные инициативы, в том числе органов финансового регулирования, направлены на их удержание. Если говорить о Центробанке, то его политика в настоящее время основана на либерализации валютных операций.
Что касается проверки в банках каждого клиента, то это нормально. Не у каждого в нашей стране есть миллион долларов или даже рублей. Поэтому контролировать подозрительные сделки не так уж и сложно.
В целом комплекс мер не может быть назван таким уж жестким. Запад заинтересован в России как в политическом союзнике, и мы пытаемся подстроиться под их стандарты. В данном случае нет ничего плохого в том, чтобы быть, как все.
***
МЕРТВЫЕ ДУШИ
После того как правительство утвердило положение о Федеральной службе страхового надзора, количество российских страховщиков начало резко сокращаться. За последний месяц их стало на 17% процентов меньше. И это еще не предел: ФССН грозит отобрать лицензии еще у 30 компаний. В РСА настроены не более оптимистично: "Через два-три года из 160 компаний на рынке ОСАГО может остаться около половины" , - говорит начальник отдела общественных связей.
Эти прогнозы выглядят вполне реальными. Похоже, ФССН занялась серьезной "зачисткой" рынка. Напомним, что 17 августа были отозваны лицензии у 10 страховых компаний. А спустя месяц права на коммерческую деятельность лишились еще 94.
Основанием для отзыва лицензии в большинстве случаев становится несоответствие уставного капитала компаний принятым нормам. С 1 июля этого года были выдвинуты новые требования: не ниже 10 млн. рублей для тех, кто занимается страхованием имущества, 20 млн. - для страхования жизни и 40 млн. руб. - для перестраховочных операций.
В ФССН отмечают, что большая часть тех, кто попал в "черные списки" , не вели никаких операций.
Однако среди пострадавших есть и те, кто просто не успел пройти лицензирование по новому образцу. Так, права работать лишилась компания "Русский стандарт-страхование" , созданная группой компаний "Русский стандарт". 25% ее принадлежит Cardif, одному из крупнейших французских страховщиков. По данным Госреестра, уставный капитал компании "Русский стандарт-страхование" составляет всего 5 млн. руб. , а лицензию она получила 4 августа 2003 г. Без лицензии также осталась одна из старейших перестраховочных компаний "Находка Ре".
Впрочем, у них остается право на реабилитацию. После августовской "зачистки" некоторым страховщикам удалось доказать ФССН, что их капитал на самом деле соответствовал законодательству. Компании "Русская корона" , "Содействие" , "Жигули" получат обратно свои лицензии.
Большинство экспертов считают эти меры оправданными. Действительно, если компания не может увеличить свой уставный капитал, она вряд ли станет лидером рынка. Пострадать от этого могут лишь ее клиенты. Ведь после отзыва лицензии многие страховщики отказываются исполнять свои обязательства. Им гораздо выгоднее ликвидировать фирму и сохранить деньги. В Российском союзе автостраховщиков обещают производить выплаты по ущербу, нанесенному жизни и здоровью. За компенсацией имущественного ущерба придется обращаться в суд.
Глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев пообещал усилить контроль над страховщиками ОСАГО и провести массовые проверки их деятельности. Последние события показали, что это не пустые слова и недобросовестных участников рынка действительно будут "жестче наказывать".
***
Сергей Донской, аналитик ИК "Тройка-диалог":
- Отзыв лицензий в данном случае абсолютно правомерен. Компании не удовлетворяют требованиям закона, значит, их надо упразднить. Возможно, это выглядит несколько жестко, но, если не обращать внимания на обстоятельства и несущественные детали, ФССН поступает правильно.
Действительно, многие компании, лишенные права на коммерческую деятельность, занимались не страхованием, а выстраиванием каких-то схем. В этом мало кто сомневается, но доказательств как таковых нет.
В целом сокращение числа страховых компаний не окажет негативного влияния на рынок. Положительные результаты станут заметны лишь в долгосрочной перспективе. Со временем произойдет перераспределение рынка в пользу крупных страховщиков. То есть компаний станет меньше, зато они будут лучше капитализированы.
***
РАЗДАЧА ЛИЦЕНЗИЙ
Федеральная служба по финансовым рынкам выдала лицензии фондовой биржи дочерним предприятиям ММВБ и РТС. Это позволит завершить процесс легализации двух новых площадок, начавшийся еще в прошлом году.
Решение о создании дочерней организации Московской межбанковской валютной биржи было принято еще 31 октября 2003 года. Лицензия организатора торгов не позволяла ММВБ осуществлять торговлю некоторыми видами ценных бумаг. Новая редакция Закона "О рынке ценных бумаг" с 1 января 2004 года предоставляла право организации обращения ипотечных и коммерческих бумаг только фондовым биржам. Но получение лицензии фондовой биржи головной организацией проблему решить не могло: это также означало бы отказ от определенных видов деятельности. Единственным выходом стало создание "дочки" для последующего переноса на новую площадку торгов по ценным бумагам.
Первая попытка получить в ФКЦБ (предшественнице ФСФР) лицензию фондовой биржи закончилась для ФБ ММВБ отказом. Основанием явилось "несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, установленным законодательством Российской Федерации о лицензировании, а также нормативным правовым актам ФКЦБ, а именно: несоответствие структуры уставного капитала ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" требованиям пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". По закону, доля одного учредителя в составе биржи не должна превышать 20%, а единственным учредителем новой биржи была ММВБ.
В итоге все действующие акционеры ММВБ, за исключением Центробанка (ему было отказано в праве учреждать биржу), получили доли в капитале новой структуры, эквивалентные их долям в материнском предприятии. Это Международный московский банк, ВИП-банк, Международный банк экономического сотрудничества, Еврофинанс-Моснарбанк, банк "Центрокредит" , Сбербанк, АвтоВАЗбанк, банк "Санкт-Петербург" , Социнвестбанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Росбанк и Газпромбанк. Доля Центробанка разделена между материнской ММВБ (12%) и восемью новыми учредителями, которыми стали "Алор-инвест" , "Альфа-банк" , "Брокеркредит-сервис" , "ВЭО-Открытие" , "Вэб-инвест. Ру" , "Ренессанс брокер" , "Атон" и "Тройка-диалог*.
Состав учредителей ОАО РТС был сформирован на основе конкурса заявок профессиональных участников рынка, и в него вошли 14 брокерских компаний ("Атон" , "Брансвик Ю Би Эс" , "Инстройинвест" , "Интерфин трейд" , "НИКойл БК" , ОЛМА, "Оптима" , ОФГ, "Рай, Ман энд Гор" , "Регион" , "Ренессанс брокер" , "Русс-инвест" , Собственная финансовая компания, "Тройка-диалог"), три банка ("Альфа-банк" , "Вэб-инвест" и "Центрокредит"), а также НП РТС, Техцентр и Расчетная палата РТС и менеджмент материнского предприятия.
ММВБ и РТС действуют по разным мотивам. Согласно постановлению ФКЦБ N54 "Об организаторах торговли на рынке ценных бумаг" с первого июля 2004 года право на ведение котировальных списков сохранялось лишь за фондовой биржей. ФСФР удалось отсрочить вступление в силу этого положения до 1 января 2005 года, предоставив таким образом ММВБ время для решения проблемы. Теперь на новой площадке будет осуществляться вся деятельность, связанная с организацией торгов корпоративными ценными бумагами. Действия РТС объясняются необходимостью выделить в отдельную структуру анонимную торговлю ценными бумагами по технологии "поставка против платежа" со 100-процентным предварительным депонированием активов с расчетом в рублях. В результате торги ценными бумагами на новоиспеченной РТС будут проходить по схеме ММВБ.
Свою работу ФБ ММВБ, скорее всего, начнет с первого января 2005 года, то есть по истечении установленной ФСФР отсрочки. Прежде всего ММВБ предстоит перенести на ФБ листинг ценных бумаг. Решение о старте новой бирже в РТС будет принято в ближайшее время. Прием заявлений от участников рынка уже начался.
***
Игорь Ловущенко, аналитик ИК "Проспект":
- ММВБ довольно-таки долго не удавалось получить лицензию фондовой биржи. Наконец они решили эту проблему.
Выдача лицензий дочерним предприятиям ММВБ и РТС, безусловно, означает новый этап развития и самих торговых площадок, и конкуренции между ними. Она существует и сейчас, несмотря на принципиальные различия в организации и осуществлении деятельности соперников.
У ММВБ список эмитентов намного больше. На РТС торгуются только крупные участники рынка: голубые фишки и т. п. В торгах на ММВБ принимают участие физические лица, на РТС - брокеры, располагающие большими средствами. Соответственна и разница в размере лотов. Последнее отличие заключается в валюте: для РТС это - доллары, для ММВБ - рубли.
Желание ММВБ получить лицензию фондовой биржи связано с инвестированием средств Пенсионного фонда. В принципе инвестирование было начато через ММВБ и некоторое время шло не совсем легально. Теперь это узаконено.