Перейти к основному содержанию

Главная      КАК СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ ПОМОГАЮТ ВОСПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

КАК СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ ПОМОГАЮТ ВОСПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Решения арбитражных судов значимы не только для непосредственных участников судебного процесса. При принятии решений на них ориентируется как юридическая доктрина, так и органы государственной власти. В помощь читателям "Известий" сегодняшний обзор арбитражной практики подготовили эксперты компании "Гарант" Камилла Алиева и Мария Корякина.

***

ОСАГО: страховая компания должна оплачивать ремонт автомобиля без учета его износа (постановление Президиума ВАС от 20 февраля 2007 г. № 13377/06).

Размер восстановительных расходов в целях выплаты страхового возмещения по ОСАГО должен определяться без учета износа деталей автомобиля. Необходимость учитывать износ частей, узлов, агрегатов и деталей при определении размера восстановительных расходов предусмотрена пунктом 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства от 7 мая 2003 г. № 263. Указанные Правила были изданы в целях реализации положений федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Однако этот закон не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда. Президиум подчеркнул, что подобное ограничение противоречило бы положению гражданского законодательства о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего, поскольку необходимость расходов, которые он должен будет произвести для восстановления имущества, вызвана причинением вреда. Содержащееся же в пункте 63 Правил положение противоречит указанному федеральному закону и общим правилам гражданского законодательства о полном возмещении убытков.

Поэтому Президиум, рассмотрев спор между двумя страховыми компаниями о взыскании ущерба, причиненного лицом, чья ответственность была застрахована, руководствовался положениями закона как акта, имеющего большую юридическую силу, и удовлетворил требование страховой компании о возмещении ущерба, предъявленное в порядке суброгации, в размере стоимости ремонта автомобиля без учета его износа.

***

Регистрация ООО по месту жительства его директора не противоречит закону (постановление ФАС Центрального округа от 10 января 2007 г. № AU-7867/2006-270/19).

Согласно федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в регистрации допускается в случае непредставления необходимых для регистрации документов, определенных законом, или их представления в ненадлежащий орган. Иных оснований для отказа в регистрации вновь создаваемого юридического лица законодательством не предусмотрено. Указание в заявлении о государственной регистрации в качестве адреса нахождения юридического лица места жительства физического лица не может свидетельствовать о несоответствии заявления требованиям законодательства либо об отсутствии сведений о местонахождении юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом "место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности". В силу статьи 40 федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличным исполнительным органом общества является директор. Таким образом, единоличный директор создаваемого юридического лица вправе указать в учредительных документах в качестве адреса места нахождения ООО - место нахождения постоянно действующего единоличного исполнительного органа, то есть адрес своего места жительства.

***

Сумма штрафов, начисленных налоговым органом, может быть значительно снижена при наличии у фирмы смягчающих обстоятельств (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2007 г. № А19-22269/06-11-902-1322/07).

Кассационная инстанция подтвердила правильность позиции нижестоящего суда, который отказал ИФНС во взыскании штрафа в размере более 200 000 рублей и снизил его размер до 20 000 рублей в связи с тем. что организация смогла доказать наличие у нее смягчающих обстоятельств.

Статьей 112 Налогового кодекса установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Их перечень не является закрытым. При этом, если присутствует, хотя бы одно из них, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза.

В данном случае суд признал смягчающим обстоятельством тяжелое финансовое положение общества: отсутствие денежных средств в кассе предприятия и на расчетном счете, значительная кредиторская задолженность, в том числе и перед своими работниками. Компанией были представлены достаточные доказательства - выписки из лицевого счета, кассовой книги, платежные ордера, данные бухгалтерского баланса.

Доводы налоговой инспекции о том. что суд первой инстанции не в полной мере исследовал все обстоятельства, в том числе и отягчающие ответственность, были отклонены как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела. Суд указал на то, что законодатель не ставит возможность уменьшения суммы санкции в зависимость от состава совершенного правонарушения и не устанавливает предельный размер ее уменьшения.

***

Пропуск 5-дневного срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является причиной для отказа компании в праве применения УСН (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. № А44-2437/2006-16).

Кассационная инстанция подтвердила правильность позиции нижестоящего суда, который признал за вновь созданным обществом право перехода на упрощенную систему налогообложения, хотя им был пропущен срок, установленный для подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 346. 11 Налогового кодекса, переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. В соответствии со статьей 346. 13

Налогового кодекса вновь созданная компания вправе применять УСН с момента постановки на учет в налоговой инспекции в случае, если она в пятидневный срок подаст заявление в инспекцию по месту учета. Поскольку подобное заявление носит уведомительный характер и главой 26. 2 Налогового кодекса инспекциям не предоставлено право запрещать или разрешать организациям применять выбранный ими налоговый режим, срок подачи заявления не является пресекательным. Таким образом, суд правомерно отказал ИФНС в удовлетворении искового заявления.

***

Принят закон, призванный повысить доверие граждан к российской национальной валюте (федеральный закон от 12 апреля 2007 г. № 48-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к указанию стоимостных показателей").

Закон направлен на повышение доверия граждан к российской национальной валюте, а также способствует процессу ее стабилизации. В частности, предусматривается обязанность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством и регламентами палат Федерального Собрания. Гражданские служащие, в свою очередь, обязаны указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами и указами Президента. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны указываться только в рублях, и только в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

С текстами документов, упомянутых в обзоре, можно ознакомиться в справочной правовой системе "ГАРАНТ".