У страхового надзора свои проблемы
Не только день начинается в России с Дальнего Востока. Ежегодные региональные конференции руководителей страховых организаций начинаются со встречи первых яиц страхового бизнеса именно Дальневосточного федерального округа. 2 сентября традиционный сбор страховщиков состоялся в полномочном представительстве Президента РФ в ДФО.
Тема, обозначенная собравшимися, тоже оказалась традиционной - "Проблемы и перспективы стратегического развития страховой отрасли России". Хотя суть проблем и перспектив каждый год меняется. В этот раз президент Всероссийского союза страховщиков, депутат Государственной думы РФ Александр Коваль разъяснял дальневосточным страховщикам три принципиально важных вопроса. Первый касался последствий внесенных зимой этого года уточнений в Закон "Об организации страхового дела", вследствие чего 151 страховая компания России (в том числе две хабаровские) навсегда лишилась лицензий. Второй вопрос - предварительные результаты более чем годового действия на территории России закона об "автогражданке". И наконец - проект готовящегося на рассмотрение Госдумой закона "Об обязательном медицинском страховании".
Реакция на решение о лишении российских страховщиков лицензий (о чем "ПВ" писали в номере от 19 августа), по мнению Александра Коваля, однозначна: поправки в Закон "Об организации страхового дела" были внесены неграмотно, и как результат - у страхнадзора часть функций забрали, а Мин-Айну не передали. Эта неразбериха стала причиной отсутствия нормативов, которые бы позволили компаниям в короткий срок подтвердить документально, что их капитал теперь составляет необходимые 10, 20, 30 миллионов (в зависимости от вида страхования). В итоге лицензии были отобраны не вполне справедливо.
Что касается ОСАГО, Александр Коваль уверен: "автогражданка" - удачная законодательная инициатива.
- Почти 80 процентов автовладельцев России заключили договоры об автогражданской ответственности, - заявил он. - За период действия закона страховых премий выплачено на сумму 48 миллиардов 200 миллионов рублей. Безусловно, закон эффективен. Однако выявились и некоторые недостатки, которые в ближайшее время должны будут рассмотрены Госдумой РФ.
В первую очередь изменения могут коснуться величины страхового тарифа. Вполне возможно, что в ОСАГО появятся льготы для инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан. Недоимки от предоставления льгот предполагается добирать за счет так называемого коэффициента мощности автомобиля, то есть часть средств, полученных за счет более высоких тарифов для владельцев мощных авто, пойдет на погашение льгот.
Кроме того, рассматриваются и другие возможные изменения. К примеру, приобретая более современную, технически безопасную модель авто, водитель не будет, как это происходит сейчас, лишаться очков и баллов, набранных им за время вождения прежнего автомобиля.
В перспективе также предполагается упрощение процедуры обмена протоколами между участниками ДТП, в результате чего попавшим в аварию автовладельцам не придется простаивать долгие часы в ожидании представителей фирм-страховщиков.
Однако пока это лишь планы. Хотя один практический совет автовладельцам Хабаровского края все же дали. Если ваша страховая компания в течение нескольких недель или даже месяцев не выносит своего решения относительно виновника ДТП, ссылаясь на задержку результатов технической экспертизы из Москвы, знайте - она нарушает закон, так как не имеет права затягивать этот процесс более чем на 15 дней, и уж тем более отправлять документы в Москву.
- В России официально нет независимых технических экспертов, - говорит руководитель представительства Российского союза страховщиков в Дальневосточном федеральном округе Максим Дубовов. - И это один из серьезных недостатков закона. Однако любой автовладелец может получить консультацию и помощь у юристов нашей организации. Ведь союз создан именно для того, чтобы автолюбители не становились жертвами упущений законодателей.
А вот по поводу нового закона "Об обязательном медицинском страховании", который будет рассмотрен Госдумой в сентябре-октябре 2004 года, у собравшихся было куда больше сомнений. И хотя, по заявлению президента межрегионального союза медицинских страховщиков, депутата Государственной думы РФ Татьяны Яковлевой, закон, безусловно, станет толчком в развитии медицинского страхования России и прояснит многие вопросы как ря страховщиков, так и ря застрахованных, механизмы его реализации пока весьма туманны. Кроме того, короткие сроки, данные депутатам на рассмотрение законопроекта (вступить в силу закон должен 1 января 2005 года), вызовут массу проблем с его претворением в жизнь.