Автогражданская безответственность
Кто должен помогать водителю при ДТП, если машина застрахована?
СОТРУДНИКИ ГАИ оказались на месте ДТП очень быстро. ДТП для Сочи — самое что ни на есть разобыкновенное. Где пробки, там рано или поздно случается: "с разбега" в притормозившую машину въезжает другая, первый автомобиль, получив пинка, движется вперед, въезжает во впереди стоящее транспортное средство. Битые стекла, гнутые бамперы, пластик фар на асфальте, мятые крылья, массовые нецензурные выражения эмоций, ГАИ, протоколы и т. д. Картинка неприятная, но не редкая.
Ночью такие неприятности случаются реже, но в силу местной специфики и в полночь пробка около "Ривьеры" вполне может приключиться. И вот автомобиль Стаса Хмельницкого попадает в такое ДТП. Стае за рулем 12 лет, из них 8 проработал водителем, в том числе на большегрузах, и, тьфу-тьфу, до этого случая обходилось без аварий. А "шестерочка", попавшая меж двух машин, у него не молоденькая, но не битая, семь лет из своих 11-ти простояла у дедушки в гараже чуть ли не в заводской смазке. Атут вот такое...
В страховой фирме, где свою автогражданскую ответственность застраховал виновник ДТП, сперва долго не могли приступить к процедуре возмещения затрат на ремонт: виновник в фирму не появлялся, к телефону не подходил, хоть и нужен был от него всего-то номер страхового полиса автогражданской ответственности. Застрахована ответственность была в Краснодарском отделении компании. "Мы розыском не занимаемся", — сообщили Стасу в страховой компании. Он взял отпуск и начал искать сам. Нашел.
Как собирал документы для выплат, не стоит и рассказывать.Каждый, кто пытался получить хотя бы копию протокола о ДТП в ГАИ, чувства Стаса поймет.
Пришло время показывать автомобиль независимому оценщику. Эксперт хоть и независимый, но в компании рекомендовали обратиться к нему и только к нему. Эксперт насчитал ремонта разбитой с двух сторон машины на 14 тысяч рублей. О чем выдал Стасу заключение. "Не хватит... " — подумал Стае, который с автомобильной техникой, в том числе и с требующей ремонта, общается каждый день — водитель все-таки. Но возмущаться тогда не стал. Ну вморожено в большинство из нас чувство то ли доверия, то ли непротивления "Человеку С Бумагой". И большинство из нас сто раз подумает, прежде чем такому человеку что-то доказывать, а потом, не исключено, от идеи с этим человеком спорить откажется. По окончании ремонта, подбив общий итог затрат, Стае пришел к "Итого" неутешительной калькуляции: 18 тысяч рублей. Четыре тысячи разницы Стае бы перетерпел, но когда пришло время получать со страховщиков деньги, — а так как документы пришлось посылать в Краснодар, то это время пришло не скоро, — предложили ему получить... 9 тысяч рублей. Мотивировка: автомобиль очень старый, у него износ 80 процентов, радуйся, что хоть столько получил! Такой вот финансовый финал.
За объяснением — кому нужна такая автогражданка, я обратилась в фирму-страхователь. Неофициально обратилась — зачем мне отписка вроде "все действия страховой компании проведены в соответствии с Законом РФ... "? А описала ситуацию, вроде как в нее сама попала, спросила, что теперь делать-то. В фирме крайне вежливо мне сказали, что требования Закона РФ "Об автогражданской ответственности" выполнили полностью. Разрабатывали закон не страховые фирмы, а Правительство РФ, так что и вопросы все к нему. И сообщили, что я имею полное право требовать с виновника ДТП возмещения разницы между страховой выплатой и реальной стоимостью ремонта. "А если не отдаст - подавайте в суд! Наверняка выиграете", — тоже неплохая рекомендация...
Не было б автогражданской ответственности, Стае и без рекомендаций с виновником ДТП поговорил бы "по-мужски", так, глядишь, тот и оплатил бы ремонт. Без суда. А возможно, и без вызова ГАИ — не совсем правильно, но быстрее и эффективнее. Еще страховщики поделились собственными наблюдениями: не я первая, не я последняя недовольна размерами страховых выплат — чуть ли не каждый второй, кто столкнулся с "автогражданкой по-русски" при получении страховых выплат плюется на чем свет стоит. Потому что слишком уж закон, как выразился специалист страховой компании, "плавающий".
Порекомендовали, кстати, порадоваться, что в машину въехал не дядечка-пенсионер, без "автогражданки", а с "Победой", маленьким стареньким домиком в горах и пенсией в тысячу рублей. Тогда бы денег вообще не увидели.
Под конец отпуска, проведенного то в ГАИ, то в страховой компании, то в поисках виновника, к Стасу пришел штраф — 214 рублей. Был в ДТП — плати!
И остались у Стаса от автогражданки только долги и вопросы. Самый волнующий: как это он ездит на машине, с 80 процентами износа? Как оставшиеся 20 процентов проходят техосмотр? И неужели в родной стране без нервомотства ничего не бывает? И главное — кому это надо?