Слезть с колес
Автокаско оказалось роковым для ряда страховых компаний
Последние четыре года стали показательными для страхового рынка: бум развития автокаско привел к банкротству целого ряда компаний, которые не смогли правильно рассчитать свои силы и выстроить бизнес-стратегию в условиях бурного роста. Этот опыт пригодится компаниям в будущем, поскольку позволит грамотно выстраивать тарифную политику и управление рисками на других растущих рынках.
Каско-бум
Введения в действие института обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев повлекло за собой бурное развитие продаж остальных розничных страховых продуктов. При этом локомотивом развития розничного страхования является автокаско, которое в последние три года растет быстрыми темпами - в среднем на 60-80 % в год. Об этом свидетельствуют как различные экспертные оценки рейтинговых агентств и участников, рынка, так и данные Федеральной службы страхового надзора.
По мнению ведущего эксперта направления рейтингов страховых компаний "Эксперт РА" Кирилла Бобылькова, доля премии по автокаско составила 17-19 % от общей премии рынка, при этом три четвери от этого объема составляют премии, поступившие по договорам с физическими лицами. Для сравнения, доля добровольного медицинского страхования (ДМС) по итогам 2006 года составила 15-18 % рынка (большую часть этого бизнеса составляет обслуживание корпоративных клиентов), страхования недвижимого имущества физических лиц -1-2 %. "Рынок автокаско не фигурирует в официальной статистике, но можно оценить его в 75 млрд руб. , он занимает приблизительно половину рынка страхования физических лиц, очищенную от корпоративных программ" , - полагает Кирилл Бобыльков.
При этом рынок автокаско растет бурными темпами. "Уже несколько лет подряд объем продаж продуктов автокаско физическим лицам растет в целом быстрее рынка, - сказал РБК daily директор центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексей Зубец. - Если, например, в 2003 году частные покупатели приобрели полисов автокаско на 17, 3 млрд руб. , то в 2004-м - на 26, 9 млн руб. , при этом прирост премии составил 55, 3 %". По итогам 2005 года премия по автокаско выросла на 74, 4 %, достигнув 46, 9 млрд руб. Согласно данным г-на Зубца, в 2006 году темпы роста премии, собранной страховщиками по автокаско, несколько снизились: рынок вырос "всего" на 40 %. Объем собранной премии составил 65, 7 млрд руб.
В 2007 году, по прогнозам "Росгосстраха" , объем премии по автокаско вырастет на 27, 9 % (до 84, 0 млрд руб. ); в 2008-м - на 25, 7 % (105, 5 млрд руб. ), в 2009-м - на 23, 0 % (129, 8 млрд руб. ), а в 2010 году - еще на 20, 8 %, достигнув показателя в 156, 8 млрд руб.
Прогоревшие на росте
Столь бурный рост сопровождался рядом скандалов, поскольку некоторые компании стремились занять как можно большую долю рынка любой ценой. Весьма показательным был пример страховой компании "АВЕСТ" , которая сделала страхование каско убыточным видом, существенно занизив тарифы с тем, чтобы при помощи демпинга занять большую долю рынка. Из-за использования демпинговых цен на полисы компания вынуждена была выплачивать возмещения по заявленным страховым случаям из премии, поступавшей за счет заключения новых договоров. Позже участники рынка назвали это термином "выплаты с колес". Таким образом "АВЕСТ" балансировал около полугода. Однако летом 2005 года офисы компании оказались закрытыми, а на Российском союзе автостраховщиков повисли обязательства компании по возмещению убытков ее клиентам по ОСАГО. Кирилл Бобыльков из "Эксперт РА" считает, что "банкротство "АВЕСТа" , который не смог справиться со своим портфелем автокаско, стало самым громким событием 2005 года".
Вслед за "АВЕСТом" рынок автокаско покинули Западно-Сибирская транспортная страховая компания (ЗСТСК), "Доверие" , Евро-Азиатская страховая компания (ЕАСК), "Универсальный полис" , "Фиделити-Резерв". Больше всего проблем было у "Фиделити-Резерв" , основная часть портфеля которой состояла именно из договоров, заключенных по демпинговым ценам.
"Демпинг - это одна из основных проблем рынка, - считает Кирилл Бобыльков. - На растущем рынке он неизбежен, ведь каждый пытается отхватить свою долю, а российский рынок автокаско растет в последнее время фантастическими темпами. При такой ситуации нарастить портфель автокаско просто - достаточно активной рекламы, высоких комиссионных продавцу и низких тарифов. Благодаря значительному поступлению страховой премии компании некоторое время (пока портфель растет) удается осуществлять текущие выплаты. В основном за счет новых поступлений премии. Фактически работает принцип обычной финансовой пирамиды.
Работа над ошибками
Впрочем, участники рынка считают, что проблемы, возникшие у некоторых страховщиков, были связаны не только с демпингом. "Причиной возникновения проблем у этих компаний могло стать также и непрофессиональное отношение к перестраховочной защите и формированию резервов, - считает заместитель руководителя департамента автострахования "Росгосстраха" Павел Бородин. - А это неминуемо приводит компанию к отрицательным финансовым показателям, следствием чего становится невозможность исполнить свои обязательства".
Младший директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Воронкова полагает, что некоторые страховщики недостаточно жестко контролировали убыточность, что и привело их к банкротству. "Некоторые компании не анализировали и не прогнозировали уровень убыточности, следствием чего было неправильное формирование резервов и тарифов, - говорит она. - В результате компании с невысокой диверсификацией портфеля и небольшим запасом капитализации сталкивались с финансовыми трудностями".
Страховой рынок учел ошибки "молодости": сейчас некоторые участники рынка уже начали сворачивать деятельность по активному насыщению портфелей договоров автокаско, заморозив портфели либо искусственно ограничивая выплаты. Одновременно они занялись поиском других - неценовых - методов конкуренции. Кирилл Бобыльков полагает, что страховщики в ближайшем будущем займутся, в частности, экспансией на региональные рынки. Павел Бородин из "Росгосстраха" уверен, что компании будут увеличивать сервисную составляющую и осваивать дифференцированный подход к автовладельцам. Он также полагает, что в будущем компании задумаются над фокусированием на определенной группе клиентов.
Эксперты считают, что рынок вошел в более спокойную фазу развития, однако именно сейчас начнут проявляться сделанные ранее ошибки. "На растущем рынке главным вопросом всегда является сохранение андеррайтинговой дисциплины, - говорит Анастасия Воронкова. - Потому что в среднесрочной перспективе, когда рост замедлится, просчеты в ценообразовании, сделанные в период бурного роста, проявятся и могут стать серьезной проблемой для компаний, не сумевших установить адекватные тарифы и жесткие, но прозрачные процедуры урегулирования убытков".
[Графические материалы:
ДИНАМИКА СБОРА ПРЕМИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЯ, млрд руб.
ДИНАМИКА СБОРА ПРЕМИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ КАСКО АВТОТРАНСПОРТА ГРАЖДАН, ПРЕМИИ, млрд руб.
ДИНАМИКА СБОРА ПРЕМИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН
ДИНАМИКА СБОРА ПРЕМИЙ ПО СТРАХОВАНИЮ НЕДВИЖИМОСТИ И ДОМАШНЕГО ИМУЩЕСТВА НАСЕЛЕНИЯ, млрд руб.
ДИНАМИКА СБОРА ПРЕМИЙ ПО ДОБРОВОЛЬНЫМ ВИДАМ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, млрд руб.Материал доступен в бумажной версии издания. ]