Перейти к основному содержанию

Главная      Что готовит нам "автогражданка"?

Что готовит нам "автогражданка"?

В обязательном страховании грядут перемены

Конец февраля был богат на новости в сфере ОСАГО, касающиеся всех автомобилистов. "Автогражданка" изменяется и совершенствуется.

Без учета амортизации

ПРЕЗИДИУМ Высшего арбитражного суда (ВАС РФ) постановил, что компенсацию по ОСАГО страховщики обязаны выплачивать без учета амортизации поврежденных деталей.

Сейчас при определении ущерба, причиненного автомобилю в ДТП, эксперты на основании п. 63 "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" берут в расчет изношенность деталей, подлежащих замене. В результате сумма возмещения в большинстве случаев оказывается ниже, чем реальная стоимость ремонта, - ведь в автосервисах на машину ставят новые детали. Это нередко вызывает конфликты между страховыми компаниями потерпевшего и виновника ДТП.

Теперь ВАС обязал выплачивать компенсацию по ОСАГО в полном объеме. Однако это относится лишь к спорам между юридическими лицами, а не к простым гражданам - ведь они не могут искать защиты в арбитражном суде, а должны обращаться в суды общей юрисдикции, на которые решение ВАС не распространяется. Проще говоря, страховщик автовладельца, пострадавшего в аварии, выплатив ему деньги (или отремонтировав машину), может требовать полной компенсации своих затрат у компании, застраховавшей "автогражданку" виновника ДТП. А сам автовладелец - не может.

Впрочем, не исключено, что и у автолюбителей появится возможность получать по ОСАГО возмещение без учета износа машины. По некоторым данным, соответствующий законопроект разрабатывается в Минфине. С подобной инициативой осенью прошлого года выступала и Федеральная антимонопольная служба.

По европейскому протоколу

В 2008 ГОДУ (предположительно не раньше июля) в России может быть введена упрощенная процедура оформления ДТП - так называемый "европейский протокол". Это предусматривает законопроект, разработанный Минфином. В большинстве государств Старого Света некоторые аварии оформляются без участия полицейских. Речь идет о ДТП, в которых получили повреждения не больше двух автомобилей, не было пострадавших, а водители не спорят о том, кто из них виноват. Разумеется, у обоих должна быть застрахована гражданская ответственность.

Применительно к российским дорогам Минфин предлагает ввести еще одно условие: чтобы максимальная сумма ущерба не превышала 25.000 рублей. В противном случае гаишников вызвать придется. Авторы проекта, видимо, не подумали о том, что далеко не всякий эксперт, не говоря о простых автомобилистах, сумеет на глазок определить размер убытков. Равно как и о том, что 25.000 рублей не хватит даже для замены бампера на многих современных автомобилях...

Помимо упрощенных правил оформления ДТП проект предусматривает ряд других новшеств. Например, предлагается снять ограничение в 240.000 рублей на выплаты по ущербу жизни и здоровью нескольких пострадавших и установить размер компенсации до 160.000 рублей каждому человеку, получившему травмы в результате ДТП, или родственникам в случае его гибели.

Кроме того, планируется увеличить срок, отведенный страховщику на перечисление компенсаций по ОСАГО, с 15 до 30 дней, одновременно введя неустойку, которую страховая компания обязана выплачивать за каждый день просрочки. Также предполагается сократить минимальный срок, на который автомобилисты могут заключить договор "автогражданки", с нынешних шести до трех месяцев.

"Бонус-малус"

ВСТУПИЛИ в силу поправки к Закону "Об ОСАГО", устанавливающие новый порядок определения коэффициента "бонус-малус". Отныне при расчете стоимости полиса должна приниматься во внимание страховая история не автомобиля, а водителя. То есть при смене машины автовладельцу не придется заново копить "бонусы", а виновнику ДТП не удастся избежать повышения цены полиса, сменив страховщика. Однако единой базы данных на автовладельцев у страховых компаний до сих пор нет.

"Зеленую карту" придется подождать

СРОК присоединения нашей страны к системе "Green Card" откладывается до 2009 года. По словам замдиректора российского бюро "Зеленая карта" Сергея Разувана, Минфин вовремя не предоставил необходимые документы, без которых российская заявка на вступление в эту международную систему не может быть рассмотрена.

Впрочем, страховщики считают эту задержку благоприятной. По их мнению, перенос даты вступления в "Green Card" даст время российскому рынку ОСАГО "прийти в себя" после предстоящего перехода на "европейский протокол" и соответствующим образом перестроиться.