Перейти к основному содержанию

Главная      Кто жмет на тормоза

Кто жмет на тормоза

В задержке выплат по «автогражданке» обвиняют суды

Предметом особенно острых дискуссий страховщиков с гражданами является недоверие последних к стабильности получения выплат по оформленным ими услугам. Почему так произошло и как уменьшить уровень преступности в этой сфере, стороны пытались выяснить во время недавнего круглого стола.

Анализ документации страхового рынка свидетельствует: самым большим камнем преткновения сегодня является обязательное страхование ответственности (народное название «автогражданка»). Только в прошлом году согласно законодательству об этом виде страхования выдано свыше четырех миллионов страховых полисов на общую сумму 860 миллионов гривен. Из них 70% оформлены при прохождении техосмотров. Остальные полисы приобретены гражданами, имеющими 50-процентные льготы, а также юридическими лицами. Такие цифры, по словам помощника президента Моторно-транспортного страхового бюро Украины Антона Авдеева, свидетельствуют преимущественно о формальном отношении к закрепленному законом виду страхования. Основная беда в том, что водители не осознали реальной пользы полиса и покупают его на 15 суток или в лучшем случае на месяц. По мнению Авдеева, следует увеличить минимальный срок действия полиса до шести месяцев. А до тех пор низкий уровень, а точнее, — отсутствие контроля работниками ГАИ ограничивается проверкой «отцепных» (приобретенных в большинстве случаев, словно из-под палки) и только усложняет дело.

Но заместитель начальника Управления департамента ГАИ МВД Украины Василий Зайченко не согласен с тем, что контроль за страховыми полисами должен лежать только на плечах ГАИ. По его мнению, это проблема «национальной безопасности в целом». Фильтрование на наличие таких полисов автомобилей, пересекающих границу Украины, Государственной пограничной службой, по мнению Зайченко, также не решит проблемы.Необходимы дополнительные механизмы.

Директор Департамента автотранспортного страхования компании «PZU Украина» Алексей Румянцев гаишника не поддерживает. Он убежден, что «на дорогах должен быть один хозяин». По его мнению, во всем виноват законодатель, установивший недостаточные штрафные санкции для нарушителей закона об «автогражданке». В Польше, убеждает он, за просрочку одного дня оформления полиса после приобретения транспортного средства автомобилист выплачивает две тысячи евро! Такое решение делает излишними любые разговоры. А главное — защищает автомобилиста от различных коллизий.

Но участники ДТП имеют некоторые основания в этом сомневаться. «Придется хорошенько побегать, пока получишь деньги», — утверждают они. Длительный срок получения документов (два-три месяца), жесткие проверки и лоббирование интересов страховых компаний со стороны аварийных комиссаров делают страховые продукты непривлекательными. «Длительная волокита связана с большой загруженностью наших судов. Для проведения страховой выплаты необходимо решение суда о признании или непризнании лица виновным в причинах транспортного происшествия», — говорит генеральный директор страховой компании «Континент» Сергей Парфенюк.

Но придирчивость проверок обусловлена значительным количеством специально совершенных ДТП с целью получения страховых сумм. По данным Лиги страховых организаций Украины, такие потери в среднем за месяц составляют 10% от объема страховых премий компаний. В отдельных случаях цифра достигает 25%. Изобретательность в применении мошеннических схем просто поражает. Бывали случаи, когда один автомобиль страховали в нескольких компаниях, а потом получали двойные и даже тройные суммы. Или же одно авто попадало в ДТП несколько раз в год. Чтобы предотвратить мошеннические схемы, ныне речь идет о создании Единой базы данных страховых компаний и Министерства внутренних дел. Это облегчит работу по выявлению «ловкачей», которые незаконно претендуют на выплаты. Первым шагом в этом направлении можно считать создание Международного бюро кредитных историй и Комитета борьбы со страховым мошенничеством.

Но благородство намерений может разбиться о реальное невыполнение установленных правил. Так, на практике контроль за наличием страховых полисов предусматривает составление инспектором ГАИ протокола в случае выявления нарушения и взыскивания административного штрафа. Штраф в размере 8,5—17 гривен водитель обязан оплатить в течение 15 дней.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»