Перейти к основному содержанию

Главная      Стоит ли "отпускать" тарифы ОСАГО?

Стоит ли "отпускать" тарифы ОСАГО?

СЕРГЕЙ АБАЛАКИН, директор центра страхования автотранспорта РОСНО в Московском регионе

Если тарифы будут "отпущены", многие компании снизят тарифы в стремлении обойти конкурентов, что может привести к уменьшению их сборов и проблемам с выплатами. Поэтому в качестве одного из основных условий перехода на свободные тарифы можно назвать установление минимального размера страховой премии. Что касается срока перехода на свободные тарифы, то это будет возможно не ранее 2009 года, когда на рынке ОСАГО будет сформирована группа, состоящая из крупных и финансово устойчивых страховых компаний, обладающих опытом работы на рынке. Необходимо также установить максимальный размер страховой премии с учетом возможностей малообеспеченных граждан. Что же касается повышения стоимости ОСАГО - это, на мой взгляд, неизбежный процесс.

***

АЛЕКСЕЙ КУБАРЕВ, начальник управления автострахования "КапиталЪ Страхование"

Конечно, рынок должен развиваться в конкурентной среде, в том числе и с применением ценовой конкуренции. Но в настоящее время "отпускать" тарифы преждевременно, поскольку это только дестабилизирует ситуацию. Либерализация тарифов может привести к недобросовестной конкуренции со стороны отдельных страховщиков и массовым отзывам лицензий в связи с неплатежеспособностью. Возможно, что в конечном итоге рынок выиграет, избавившись от недобросовестных компаний. Но такое "очищение" может быть весьма болезненным как для клиентов, так и для оставшихся страховщиков и РСА, на которых ляжет бремя выплат по долгам разорившихся фирм. В итоге либерализация тарифов может привести не к снижению, а, наоборот, к удорожанию страховки. На мой взгляд, должно пройти еще года три для того, чтобы рыночные механизмы окончательно сформировались, укрепились и были готовы к отмене государственного регулирования тарифов по ОСАГО. Вместе с тем наша компания поддерживает предложение Росстрахнадзора, дающее страховщикам право увеличивать стоимость полиса за счет оказания клиентам дополнительных услуг. Это предложение положительно скажется на конкуренции между страховщиками, одновременно не давая им возможности демпинговать и необоснованно рисковать.

***

ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВ, заместитель начальника управления поддержки розничного бизнеса ОСАО "Ингосстрах"

Либерализация тарифа по ОСАГО - мера явно преждевременная. Такой шаг, на наш взгляд, будет уместен на стадии более зрелого страхового рынка. Основной риск либерализации состоит в том, что некоторые недобросовестные компании, не нацеленные на долгосрочную деятельность, могут, объявив демпинговые цены, собрать значительный объем страховых премий, а затем исчезнуть с рынка. Естественно, не выполнив взятых на себя обязательств. В сложившейся ситуации честным операторам страхового рынка придется платить за "исчезнувших мошенников", и сразу же возникнет необходимость увеличения гарантийного фонда Российского союза автостраховщиков. Рост отчислений компаний в этот фонд немедленно приведет к росту тарифов для граждан. В итоге идея страхования будет дискредитирована, пострадает репутация страховщиков, а развитие всей отрасли окажется под угрозой.

***

ЕВГЕНИЙ ДУБЕНСКИЙ, директор по страхованию "ЭРГО Русь"

Предложение ФАС ввести "тарифный коридор" вызвало неоднозначную реакцию в первую очередь в аппарате чиновников, которые эти тарифы и утверждают. Поэтому это предложение, на наш взгляд, в ближайшее время реализовано не будет. При этом общий вектор верный. На развитых рынках страховщики сами, с помощью актуарных расчетов, калькулируют и предлагают тарифы ОСАГО. Но отечественные страховые компании и наш рынок к этому пока не готовы. Поскольку на сегодня главным фактором при выборе клиентом страховщика является цена полиса, компании вряд ли будут конкурировать между собой в области повышения качества обслуживания или предоставления дополнительных услуг. Более вероятно то, что в борьбе за клиента некоторые страховые компании будут пренебрегать актуарными расчетами тарифов и остановятся на самой низкой планке, что может негативно сказаться на их финансовом положении и на рынке в целом.