"СМУТНЫЙ" ЗАКОН
Все изменения в ОСАГО "повисли"?
На прошлой неделе на пленарном заседании в Государственной думе РФ прошло второе чтение поправок к закону об ОСАГО. Эти поправки, как было растиражировано СМИ, вводят понижающие и повышающие коэффициенты при заключении нового договора страхования в случае смены владельцем своего транспортного средства.
- Дисциплинированные водители, не нарушающие ПДД, будут иметь преимущества при заключении договора ОСАГО и платить за страховку меньше, - отмечал спикер Госдумы Борис Грызлов.
То есть в случае принятия данной поправки водители, которые из года в год ездят без ДТП, будут получать скидки на оформление договора ОСАГО даже при смене автомобиля, т.е. скидки будут начисляться на конкретного человека, а не на автомобиль.
На данный момент в России действуют повышающие коэффициенты ОСАГО для владельцев транспортных средств, которые часто попадают в аварии и получают страховые выплаты; автолюбитель же, сменивший автомобиль, при заключении нового договора ОСАГО лишается права на скидки за безаварийную езду.
Все, впрочем, закончилось тем, что Госдума приняла решение о переносе на 1 ноября рассмотрение данного изменения. Оно направлено то ли на доработку... то ли вообще куда подальше. На мой взгляд, именно последнее. Потому что о других принципиальных поправках в ОСАГО, о чем немало говорилось прежде, почему-то вообще теперь не упоминается. Тут надо напомнить, что еще 20 сентября с.г. на пленарном заседании Госдумы нижняя палата во втором чтении собиралась рассмотреть поправки к закону об обязательном автостраховании. Правда, поправок в закон об ОСАГО тогда было больше. Помимо названной выше, предлагалось введение прямого урегулирования при ДТП, когда пострадавший будет получать деньги в своей страховой компании. Что, на мой взгляд, автолюбителя со стажем, более чем разумно. Если кому не понятно, разъясню, как говорится, на пальцах. По нынешнему абсурду владельца ТС буквально вынуждают выбирать не ту страховую компанию, которая может защищать его интересы, а ту, что подешевле. Потому как в случае ДТП деньги за ущерб он будет получать не от своей компании, а от страховщиков своего обидчика.
Примеров, когда страховые компании всеми возможными и невозможными способами стремятся избежать выплат по страховому случаю, несть числа. Мой хороший знакомый, в чей новый автомобиль въехали потрепанные "Жигули", уже в течение полугода не может добиться хотя бы какой-то компенсации ущерба. Последним "приколом" компании, в которой было застраховано изделие отечественного автопрома, стало заявление: все документы утеряны, и вы сами должны теперь их восстанавливать, для чего прежде всего необходимо отыскать виновного в аварии. Ну а там, понятно, суд, который у нас длится... Бред - полный. Если я как автовладелец верю определенной страховой компании, то и делюсь с ней деньгами. Если нет - то, ребята, ищите дураков в ином месте.
Закон об ОСАГО, принятый в первом, так сказать, варианте, изначально давал широкие возможности для существования на российском страховом рынке множеству контор типа пресловутых "рогов и копыт". Возможно, в какой-то степени данные проблемы можно было бы отнести к издержкам законодательного производства - дело, мол, для страны новое и непривычное. Ну а то, что зарубежная практика и элементарная логика не учитываются, так... что поделать, это уже издержки менталитета. Но вот время прошло, очевидные вещи стали еще очевиднее, и пора вроде бы внести соответствующие коррективы. Которые вроде бы и были предложены, но, как говорилось выше, вдруг куда-то исчезли. Как будто их и не было.
Пропало также и предложение о законодательном закреплении оформления мелкого ДТП, в котором не пострадали бы люди, без участия инспектора ГИБДД - по так называемому европейскому протоколу, когда водители должны сами заполнить бумаги и зарисовать схему ДТП.
Это предложение, на мой взгляд, достаточно спорное - исходя опять же из нашего менталитета. Европейцы, скажем, даже поцарапав чужой автомобиль в отсутствии владельца, оставляют сообщение, куда надо обратиться по поводу компенсации ущерба, под "дворником". Верится с трудом, но те, кто знает особенности ихнего существования, утверждают - так оно и есть. Но это там. У нас же, боюсь, в, ряде случаев составление схемы, из которой было бы ясно, кто виноват в ДТП, перейдет в элементарную свару, а потом... Ну это понятно.
Тем не менее и это предложение исчезло начисто. Хотя его можно было бы доработать. Например, пунктом: когда водители не могут прийти к согласию, на место ДТП вызывается сотрудник Госавтоинспекции, который и рассудит стороны.
В общем, осталась только одна поправка к ОСАГО. Принятие которой, как говорилось выше, также отложено. В определенной степени даже интересно - а что же в конце концов от нее останется. Это мы, разумеется, достаточно скоро узнаем. Но вряд ли когда станет нашим достоянием другой факт - сколько средств и кем было вложено для того, чтобы "мутный" закон об ОСАГО таковым и оставался.