Радары за счет автогражданки
Минтранс одобрил идею устанавливать на автомагистралях скоростемеры за счет страховых компаний. На это предлагается направить 2% от страховых взносов по ОСАГО. В министерстве надеются, что с помощью радаров можно будет обуздать лихачей на российских дорогах. Правда, сегодня скоростемеры могут лишь фиксировать превышение скорости водителями - штрафовать их за это не позволяет закон. Но даже если законодательство изменится, на то, чтобы оснастить все российские дороги радарами, денег страховщиков никак не хватит.
Как показывает зарубежный опыт, видеокамера с радаром, способная фиксировать превышение скорости и номер автомобиля нарушителя, - самое лучшее решение проблемы высокой аварийности на дорогах. Дело в том, что из-за превышения скорости происходит каждая третья авария. А число подобных нарушений на российских дорогах постоянно растет. В России, по данным ГИБДД, за последние 10 лет - в два раза. Из-за превышения скорости в прошлом году погибли 11 тыс. и были ранены 73 тыс. человек.
Этим летом Минтранс уже начал устанавливать первые автоматические радары на трассе Москва - Минск. Идея неплохая хотя бы в профилактическом смысле. Ведь после встречи с радаром или инспектором, измеряющим скорость, водители инстинктивно убирают ногу с педали газа. И их благоразумия хватает примерно на 5 - 10 км. По мнению министра транспорта Игоря Левитина, чтобы контролировать скоростной режим на одной автомагистрали, нужно не менее 100 скоростемеров, а в масштабах страны - всего 700. Стоимость одного контрольного поста со скоростемером - 8 млн. рублей, так что потребуется на это всего около 4 млрд. рублей. Масштабы какой страны имел в виду министр транспорта, когда называл эти цифры, непонятно. Ведь чтобы полностью контролировать скорость на всех федеральных трассах, потребуется раз в 5 больше измерительных комплексов, чем предполагает Минтранс. Соответственно вырастет и стоимость программы. И где же на все это взять денег?
Выход предложили'сами страховщики - выделить 2% от тарифа по ОСАГО на финансирование безопасности дорожного движения. Заместитель министра транспорта Евгений Москвичев оценил ежегодный взнос автостраховщиков в дорожную безопасность в 1 млрд. рублей. С учетом прибыли, что получили страховщики на автогражданке за последние три года, такие деньги у них найдутся. Но в масштабах страны это капля в море. "Во всем мире страховые компании - главный инвестор в безопасность дорожного движения, - полагает депутат Госдумы Виктор Похмелкин. - У нас же страховщики не считают нужным заниматься профилактикой и отдают гроши на эти цели". Насколько мизерная это сумма, понимаешь, когда вспоминаешь о длине дорог общего пользования в России - 600 тыс. км. На то, чтобы все их оснастить радарами, никаких денег не хватит.
Впрочем, до поры до времени с этим можно и не спешить. При нынешнем законодательстве автоматические радары остаются лишь дорогой, но бесполезной игрушкой. Дело в том, что Кодекс об административных правонарушениях четко диктует презумпцию невиновности водителя по принципу "не пойман - не вор". Ситуация изменится, когда через Госдуму пройдут поправки в КоАП, предписывающие наказывать за нарушение не водителя, сидящего в этот момент за рулем автомобиля, а его настоящего владельца.Пропадет необходимость составления инспектором протокола, личного присутствия при этом водителя, а извещения о штрафах за превышение скорости водители будут получать по почте. Когда в России фотография с госномером машины нарушителя станет доказательством вины ее владельца, вот тогда и пригодятся на наших дорогах скоростемеры.