Перейти к основному содержанию

Главная      АВТОМОШЕННИЧЕСТВО

АВТОМОШЕННИЧЕСТВО

Каждый автовладелец, купивший полис КАСКО в 2005 г., в среднем заплатил около 3000 рублей, или 10% стоимости страховой услуги на выплаты по страховому мошенничеству. Страховщики полагают, что для эффективной борьбы с мошенниками требуются усилия не только с их стороны, но и со стороны страхователей и государства.

По словам руководителя экономической безопасности СК "Стандарт-Резерв" Сергея Лялина, согласно экспертному заключению Комитета по противодействию страховому мошенничеству РСА, объем противоправных и криминальных страховых требований в 2006 г. в отдельных страховых компаниях по КАСКО составит до 20%, по ОСАГО - до 30%. Общий размер выплат по мошенничеству в сфере автострахования оценивается в 2,5 - 3 млрд рублей. Если пересчитать эту сумму на количество договоров по автострахованию, заключенных в 2005 г., то получится, что в среднем каждый российский страхователь КАСКО заплатил около 3000 рублей в мошеннический "общак". Каждый год страховщики сообщают об угрожающем росте автострахового мошенничества. В частности, служба безопасности "Росгосстраха" по всей стране выявила в 2005 г. 2139 случаев мошенничества, по которым было возбуждено 290 уголовных дел.

Какие случаи автомошенничества наиболее распространены сегодня? По мнению Сергея Маршева из компании "Прямое страхование", львиная доля всех мошеннических действий так или иначе связана именно со страхованием автомобилей. Кто участвует в аферах? В разных комбинациях это может быть сам страхователь, работник страховой компании, агент, сотрудник брокера, работники автосервиса. Ну и без сотрудников правоохранительных органов не обходится. Одной из самых распространенных афер является страхование агентом разбитого автомобиля "задним числом", а документы о ДТП всегда можно приобрести за приемлемую сумму. По словам Сергея Лялина из СК "Стандарт-Резерв", попытка заключить договор страхования с целью возмещения уже имеющегося вреда имуществу (угнанного или поврежденного автомобиля) составляет 40% от общего количества выявленных криминальных заявлений.

По опыту компании "ГУТА-Страхование" еще одним распространенным видом мошенничества является сговор двух граждан, застраховавших одну и ту же машину (один - по доверенности) в разных компаниях.

Директор центра страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин считает, что самым распространенным видом мошенничества в автостраховании являются "самоугоны", а следующая разновидность - мошенничество по полисам ОСАГО. В отличие от добровольных видов в обязательном страховании у недобросовестных граждан постоянно возникает соблазн купить справку, сфабриковать страховое событие и получить деньги со страховой компании.

Также в ходу у мошенников провоцирование ДТП ("подстава"), инсценировка ДТП, искусственное увеличение размера ущерба, утаивание или искажение информации об объекте страхования при заключении договора, завышение ремонтными учреждениями оценки ущерба, поджог автомобиля.

Генеральный директор МРСС Семен Акерман полагает, что катализатором мошенничества в автостраховании выступило ОСАГО как самый массовый вид страхования.

Во многом уровень мошенничества в автостраховании зависит от характера общественного мнения по этому вопросу. В России подобный мониторинг пока не проводится, а вот цифры по странам Европы и США весьма показательны. В Великобритании 6% населения уже совершали мошеннические действия в страховании, 40% могут обмануть страховщика сейчас, 47% допускают обман в будущем, а в США только 32% граждан готовы сообщить об известном случае страхового мошенничества.

Как же страховые компании защищаются от недобросовестных страхователей?

Как рассказал Сергей Маршев из компании "Прямое страхование", во-первых, расследуются обстоятельства крупных выплат - таких, как угоны, полная гибель автомобиля и т.д.; во-вторых, на некоторых стадиях процесса при урегулировании убытков контролируются обстоятельства заключения договоров; в-третьих, профилактика и совершенствование системы внутреннего аудита. Так, удавшееся мошенничество будет повторяться снова. Признаки повторяемости помогают выявить такую "черную дыру".

Сергей Абалакин из РОСНО считает, что привлечение страховыми компаниями для проведения экспертизы квалифицированных, опытных специалистов-автоэкспертов позволяет выявить злой умысел в действиях недобросовестных страхователей.

Под эгидой Российского союза автостраховщиков (РСА) для этого была создана специализированная база "Спектр". Все основные участники рынка автострахования в едином формате предоставляют для нее информацию по произошедшим страховым событиям. В дальнейшем эта информация подвергается анализу специалистов соответствующего информационного подразделения РСА Если у той или иной компании возникают сомнения в чистоплотности намерений страхователя, она всегда может запросить дополнительную информацию о его страховой истории, характере ДТП, в которых он принимал участие, и т.д. Однако в базу "Спектр" информация поступает только по осуществленным выплатам. Случаи предотвращения мошенничества там не фиксируются. Для этого существует система оповещения между службами безопасности страховых компаний, а информирование широкой общественности осуществляется через СМИ.

По мнению заместителя директора департамента экономической информации ОАО "КапиталЪ Страхование" Игоря Матвейчика, в России создание совместных информационных систем по застрахованным автомобилям затруднено в связи с нежеланием многих страховщиков делиться своими клиентскими базами. Но определенные "черные" списки имеются, и компании обмениваются информацией как по отдельным мошенникам, так и по мошенническим группировкам.

Кроме этого, Всероссийский союз страховщиков подготовил поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточают наказание за хищение транспортных средств. В действующем законодательстве разделены понятия хищения и угона автомобиля без злого умысла. Как подчеркнул руководитель Комитета ВСС Евгений Потапов, анализ западного опыта показал, что такого разделения нет ни в одном законодательстве и незаконное проникновение в автомобиль и его угон считаются хищением в большинстве развитых стран.