На свободу - с частным сыском
Цену обязательной автостраховки отпустят на волю
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СГОВОРА СТРАХОВЩИКОВ ЗА РЫНКОМ ОСАГО БУДУТ ПРИСМАТРИВАТЬ ЧАСТНЫЕ ДЕТЕКТИВЫ. СЕЙЧАС УТОЧНЯЮТСЯ ЮРИДИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ ДЕЛА. ОБ этом ВЧЕРА ЖЕ СООБЩИЛ ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (ФАС) АНДРЕЙ КАШЕВАРОВ.
По его словам, речь идет о выявлении сговора страховщиков брокерами и агентами, которые при продаже полисов предоставляют различные скидки. По данным службы, незаконные скидки составляют от 5 до 20 процентов стоимости полиса, причем в основном предоставляются именно посредниками.
Теоретически у страховщика есть возможность снижать стоимость полиса в рамках 20 процентов, пояснил Кашеваров, потому что эти проценты в структуре тарифа приходятся на расходы по организации ОСАГО. Страховщик может снизить свои расходы и предоставить скидку при продаже полиса, но непонятно откуда берутся возможности снижения стоимости полиса у посредников. По мнению ФАС, чаще всего посредник действует в интересах страховщика, но доказать такой "сговор" весьма сложно, поскольку у службы нет права для розыскной деятельности.
Тем временем глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев предложил ввести "ценовой коридор" для полисов по ОСАГО "с коррекцией вверх". Предложение прозвучало вчера на совещании в ФАС. Оно заключается в следующем: необходимо определить жесткий перечень услуг по ОСАГО и в соответствии с этим рассчитать тариф, а при предоставлении дополнительных услуг страховщик должен иметь возможность его повысить. Тогда будет иметь место "ценовая и качественная конкуренция" , считает Ломакин-Румянцев, и это благотворно отразится на страховом рынке. При этом он уточнил, что Росстрахнадзор предлагает не повысить "базовый" тариф, а дать страховщику право самому повышать стоимость страховки.
Напомним, что ранее ФАС предложила ввести "ценовой коридор" стоимости полисов в 20 процентов от существующего тарифа. Ее планы либерализации рынка ОСАГО таковы: 80 процентов ставки тарифа (часть страховой премии, предназначенная для выплат по обязательствам страховщика) оставить неизменной, а 20 процентов "нагрузки" (части страховой премии, идущей на расходы по страхованию) разрешить использовать по своему усмотрению, например, предоставлять скидки.
Замруководителя ФАС заявил, что предложения Росстрахнадзора будут приняты и на их основе разработаны документы по либерализации рынка "автогражданки": "В любом случае мы придем к тому, что придется изменять тарифы с учетом растущей инфляции, поэтому будет целесообразно не банально повысить тарифы, а ввести ценовой коридор". Такой ценовой коридор, по мнению ФАС, может быть введен уже в середине 2007 года.
Между тем президент РСА Андрей Кигим считает, что либерализация тарифов по ОСАГО пока преждевременна. По его мнению, в условиях, когда повышаются требования для страховщиков по формированию резервов, "освобождение" тарифов может привести к массовому уходу страховых компаний с рынка и спровоцировать кризис ОСАГО.
По мнению специалистов РСА, российский рынок автострахования еще слишком "молод" и не готов к подобной либерализации. К примеру, в Германии свободные цены в автогражданке появились лишь через 15 лет, когда рынок более-менее устоялся. Поэтому введение ценового коридора - "вопрос завтрашнего дня" , считают в РСА. Однако не исключают возможности проведения такого "либерального эксперимента" в отдельном регионе страны, чтобы посмотреть, как это отразится на состоянии страхового рынка, в частности, на выплатах по ОСАГО.
Тем временем в региональных отделениях РСА отмечают, что сейчас происходит увеличение объема страховых выплат в отношении к страховым взносам. И ожидают в связи с этим "пик убытков" страховщиков ОСАГО. По подсчетам специалистов РСА, у некоторых страховщиков выплаты и сейчас доходят до своего предела.