Деньги на дороге не валяются
Российский союз автостраховщиков (РСА) представил общественности итоги 1-го полугодия на рынке ОСАГО, а также (что интереснее) оценку сборов и выплат страховщиков за все три года действия этого закона.
Резервы страховщиков растут
Прежде всего в глаза бросается то, что, несмотря на постоянные жалобы страховщиков об убыточности автогражданки, разница между общей суммой страховых сборов и суммой выплат пострадавшим в ДТП составила свыше 60 млрд руб.
С июля 2003 года страховщики ОСАГО собрали 158,4 млрд руб. и 31,7 млрд из них (или 20%), как и предусмотрено законом, потратили на ведение дел. Еще 4,8 млрд руб. было аккумулировано в специальном фонде РСА (туда отчисляется 3% от сборов) для выплаты за обанкротившихся страховщиков, а также пострадавшим от незастрахованных или неустановленных водителей. Таким образом, на выплаты застрахованным осталось 122 млрд руб. Реально было выплачено только 60,6 млрд руб.
Оставшиеся 61,2 млрд руб. страховые компании были вынуждены отправить в резервы: под еще не наступившие страховые случаи по действующим договорам - 26,3 млрд руб., под наступившие, но еще не заявленные - 5,5 млрд руб., и заявленные, но еще не урегулированные случаи - 5 млрд руб. В специальные стабилизационные резервы страховщиков ушло еще 24,6 млрд руб.
Сами страховщики считают такой высокий уровень резервирования средств оправданным - на их взгляд, это свидетельствует об устойчивости системы ОСАГО. Но вот о чем страховщики никогда не говорят впрямую, так это о том, что резервные средства могут приносить страховым компаниям дополнительный доход. Даже инвестирование их в надежные, но низкодоходные финансовые инструменты (например, в 2005 году государственные бумаги давали всего 5 - 6% годовых) способно добавить к страховым резервам еще как минимум 3 - 3,5 млрд руб.
Не 240 тыс. на всех, а по 160 тыс. каждому
Страховщики продолжают дружно предсказывать опережающий рост выплат в ближайшие годы, для которого и понадобятся накопленные ими резервы. Эти предсказания звучат с первого дня работы закона, но сейчас для них появились объективные причины: Минфин подготовил изменения в Закон "Об ОСАГО", согласно которым предлагается повысить лимит выплат пострадавшим в ДТП.
Для справки: по данным РСА, из 26,4 млрд руб., выплаченных членами союза по страховым случаям в 2005 году, на возмещения по жизни и здоровью пришлось всего лишь около 2%. В большинстве стран, где действует автогражданка, на выплаты по жизни и здоровью приходится до 30% всех страховых возмещений.
Если Госдума примет эти поправки, то любой участник ДТП, который не был его виновником и получил какие-либо травмы, сможет претендовать на выплату до 160 тыс. руб. (до сих пор действует лимит выплат в 240 тыс. руб. на всех пострадавших).
Страховщики ожидают активизации выплат по жизни и здоровью, которые могут опустошить их накопления. На этот случай они уже начали предпринимать определенные действия в защиту своих интересов: на октябрь назначено заседание правительства по поводу ОСАГО и возможной корректировки тарифов в этом виде страхования. Страховщики надеются, что чиновники согласятся повысить тариф. В свою очередь, на сайте Минфина приведено мнение Алексея Саватюгина, директора департамента финансовой политики этого министерства: он склоняется к тому, что на повышение выплат надо направить именно скопившиеся у страховщиков резервы.
Кто победит в споре, выяснится после заседания правительства в октябре.
"Лексусы" опять страхуют
Решением руководства компании "РЕСО-Гарантия" в августе 2006 года в Петербурге и Ленинградской области восстановлен прежний регламент добровольного страхования автомобилей марок Toyota (Camry, Land Cruiser, Land Cruiser Prado, RAV 4) и Lexus (RX, GX, LX) от угона и ущерба (КАСКО). До этого около 6 месяцев оба филиала РЕСО в Петербурге не принимали автомобили этих моделей на страхование в связи со значительным ростом числа их угонов.
Теперь для принятия таких машин на страхование по риску "Хищение" компания требует оснащать их одной из противоугонных поисковых систем, сертифицированных компанией, при неукоснительном соблюдении соответствующих регламентов их установки.
КАСКО стало мини
Автомобилистам известно, что застраховать машину по КАСКО от угона и ущерба в разы дороже, чем ответственность по ОСАГО. А если речь идет о полисе КАСКО для подержанных автомобилей, тариф настолько высокий, что страховать машину многим кажется неразумным. В августе страховая группа АСК начала продавать новый продукт по автострахованию - "Мини-КАСКО", базовая стоимость которого 6000 рублей. На страхование принимаются автомобили любого года выпуска. Для владельцев подержанных автомобилей старше 1997 года выпуска это единственная возможность застраховать машину от ущерба при ДТП.
По-настоящему этот полис смогут оценить те автовладельцы, которые уже побывали в ДТП. Если пострадавший получает выплату по ОСАГО от страховой компании оппонента, то виновник, в случае если у него нет полиса КАСКО, ремонтирует машину на свои деньги. Теперь застрахованные по "Мини-КАСКО" получат выплату независимо от того, кто виновен в ДТП.
Остается обратить внимание автомобилистов вот на что: риск угона по данной программе не страхуется - наверное, поэтому "Мини-КАСКО" и стоит в 5-10 раз дешевле, чем полисы программ полного КАСКО для аналогичных авто.