Угнать за 120 секунд!
Почему даже самые "навороченные" системы безопасности не могут защитить автомобили от воров?
ЖАРКОЕ лето на исходе. Впрочем, жарким оно выдалось не только в прямом, но и в переносном смысле. Особенно для питерских автовладельцев. По информации ГУВД Санкт-Петербурга, за семь месяцев 2006 года своих автомобилей лишились более 4500 петербуржцев. Как отмечают в милиции, львиная доля угонов и краж происходит в летнее время года. От профессиональных угонщиков не спасают ни хитроумная сигнализация, ни модель авто, ни громкое имя ее хозяина.
Грабеж под видом аренды
В настоящее время в Петербурге зарегистрировано уже больше миллиона легковых автомобилей. Даже несмотря на то, что несколько тысяч автомобилей уже давно гниют во дворах, цифра все равно внушительная. Из этого миллионного "стада" каждый день в городе исчезает в среднем 20 "железных коней". Естественно, автомобили не испаряются, а просто меняют своих владельцев. С помощью профессиональных автоворов, зарабатывающих на автоугонах целые состояния.
Не оборудованные сигнализацией "копейки" и "Москвичи" угоняют в основном школьники или студенты профтехучилищ, а когда кончается бензин, бросают их прямо на дороге. Другое дело - угоны новых "Лад", "Калин" или средневозрастных иномарок. Именно эта категория автомобилей интересна профессиональным угонщикам.
Особенно часто угоны совершаются в дачных районах Ленобласти. Хозяева наивно считают, что в их деревне никто не позарится на железного коня, и тем самым значительно облегчают угонщикам задачу, оставляя машину открытой или без включенной сигнализации. Похищенные иномарки (в таком сегменте самым рискованным считается "Фольксваген") тут же идут на авторазборку, а новеньким "Ладам" и "Самарам" перебивают номера и снимают с учета для продажи в другом регионе. Рентабельность каждого такого автоугона составляет от 1 до 5 тысяч долларов.
В этом году петербургские сыщики столкнулись с новым видом преступлений - латентными автоугонами. В мае сотрудники правоохранительных органов задержали пятерых жителей Петербурга по подозрению в автомошенничестве. Преступники покупали за бесценок автомобиль, побывавший в аварии и не подлежащий восстановлению, а затем брали в автопрокате идентичный по марке и цвету. Спустя сутки арендатор авто уже писал заявление якобы об угоне чужой собственности. А в это время его подельники "лепили" на арендную тачку номера кузова, двигателя и шасси с "убитого" металлолома.
Охотники за "Лексусами"
Совсем другое дело - угоны престижных и дорогих авто, цена которых начинается с 40 тысяч долларов. За такие владельца могут даже покалечить или убить. В числе приоритетных - "БМВ-740", "Ауди", "Лексус", "Тойота Лэндкрузер". Нападение может произойти где угодно, даже на светофоре. Случается, что к притормозившему автомобилю подбегает пара отморозков, выкидывает владельца из салона и уезжает на его машине.
Другой бандитский метод угона - битье стекол. Вечером 3 мая 2006 года в Василеостровском районе произошел подобный инцидент с автомобилем "Ауди-А8", принадлежавшим одному из заместителей председателя КУГИ Петербурга. В служебной машине чиновника сработала сигнализация. Выскочивший на улицу хозяин увидел убегавшего человека. Чиновник бросился за вором, но тот сумел ускользнуть. Как выяснилось, воришка пытался булыжником разбить боковое стекло, но так и не смог этого сделать.
Профессиональные угонщики к таким методам относятся с брезгливостью - они предпочитают работать мозгами, а не мышцами. Техническое оснащение и интеллектуальный уровень таких спецов необычайно высок. Чаще других от них страдают знаменитости.
Композитор Игорь Корнелюк считал, что никогда не станет жертвой угонщиков. Его новенький "Лексус", который Корнелюк купил всего за пару месяцев до угона, был оснащен всеми возможными системами безопасности - электронной, механической, и даже оборудован спутниковой навигацией. Но это не смутило преступников. Автомобиль композитора был угнан. Как оказалось, умельцы сумели нейтрализовать электронный замок и отключить сигнализацию. На всю операцию у них ушло... 120 секунд.
Закон на стороне воров?
По данным ГУВД Санкт-Петербурга, самыми опасными с точки зрения автоугонов районами города считаются Центральный, Приморский, Московский и Петроградский. В области лидируют Гатчинский, Лужский, Всеволожский и Тосненский районы. В списке особо угоняемых иномарок лидирует "Тойота". Доля этой марки составляет 40 процентов от всех угоняемых в городе иномарок. Полное равнодушие угонщики проявляют к французским автомобилям. За 7 месяцев было угнано всего 9 "Рено" и 13 "Пежо"! Автостраховщики рисуют еще более безрадостную картину: процент раскрываемости угонов необычайно низок - меньше 10 процентов (некоторые эксперты называют даже 2 процента). Страховщики страдают от автоугонов не меньше владельцев. Ведь они вынуждены оплачивать нанесенный ущерб.
На сегодняшний момент в российском законодательстве существует уникальное для развитых стран разделение понятий хищения и угона автомобиля без корыстных целей. Из-за этого автоворы, пойманные "за руку", чаще всего отделываются условными сроками. Естественно, никто из них не сознается в намерении угнать автомобиль с целью перепродажи. Стандартная отговорка - "хотел покататься, потом вернуть" или вообще издевательская - "на улице дождь (другие варианты - "жарко", "холодно", "пасмурно"), вот и залез в салон укрыться от ненастья".
Еще в конце 2005 года группа депутатов Госдумы по инициативе автостраховщиков внесла на рассмотрение довольно жесткие поправки к Уголовному кодексу, усиливающие ответственность угонщиков. Поправки не прошли. Но российские страховщики не сдаются: они намерены вновь выступить с таким же предложением. Впрочем, когда законы будут изменены, неизвестно. Поэтому пока что самой эффективной защитой автомобиля от воров, считают специалисты, является... его полное отсутствие.