Как и кто противостоит автостраховым мошенникам
В настоящее время прокуратура Северной столицы работает над уголовным делом, в котором задействовано около 30 мошенников в области автомобильного страхования. Среди фигурантов - сотрудники оценочных компаний (автоэкспертных бюро), ГИБДД и страховых компаний (СК). От их незаконной деятельности с полисами ОСАГО/КАСКО пострадали 8 городских СК. Сумма ущерба только по одной страховой фирме может достигать 1,5 миллиона рублей.
Александр Баклушин, директор СО "Асоль", заявил журналистам, что "есть случаи, когда автостраховому мошенничеству способствуют сотрудники страховых компаний". Чаще всего, по его словам, этим грешат начинающие страховые агенты, которые не в силах устоять перед обещанным большим вознаграждением.
Факт недобросовестной работы агентов подтвердил и Евгений Гуревич из СК "Русский мир". Он сказал, что за злоупотребления осуждены два агента в одном из сибирских филиалов компании, еще по одному петербургскому брокеру, фальсифицировавшему документы, ведется уголовное дело.
Если в автостраховых махинациях должностные лица и фигурируют, то преимущественно тогда, когда дорожно-транспортные происшествия носят заранее спланированный характер, то есть инициированный преступными группами. По словам Александра Баклушина, это "наиболее тяжелые случаи в практике разбора ДТП, и страховщикам с ними тяжелее всего воевать".
Для борьбы со страховым мошенничеством на дорогах в структуре практически всех страховых компаний созданы службы безопасности. По словам Константина Алтунина из "Росгосстраха", экономический эффект от деятельности такой службы только в этой СК в 2005 году составил 13 миллионов долларов. Это та сумма, на которую мошенники пытались обмануть страховую компанию с помощью так называемых "подстав", фальсификации документов ДТП и т.п.
- Когда участниками ДТП являются, скажем, допотопная "копейка" и роскошный Lexus и налицо убыток в несколько тысяч долларов, мы начинаем максимально пристрастно рассматривать это ДТП, - говорит г-н Алтунин. - У владельца дорогостоящего автомобиля, попавшего в ДТП, всегда есть соблазн предложить хозяину простенькой машины взять вину на себя, - продолжает г-н Гуревич. - В подобных ситуациях люди не отдают себе отчет в том, что начинают совершать мошеннические действия, которые могут довести до суда. Страховщики утверждают, что квалификация и опыт сотрудников служб безопасности СК позволяют довольно легко определить повреждения автомобиля по характеру ДТП. Если, например, автовладелец, попавший в неприятную аварийную ситуацию, намеревается "приплюсовать" к свежим повреждениям кузова какие-то старые сколы и царапины, это быстро выявляется еще на Стадии осмотра транспортного средства. При большом желании страховой компании и активной работе правоохранительных органов подобные действия водителей могут квалифицироваться как мошенничество, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако страховщики очень редко доводят дело до судебных разбирательств. Как правило, обе стороны ДТП приглашаются в офис СК, где с ними проводится разъяснительная беседа. Результатом таких встреч является добровольный отказ одного из фигурантов ДТП от желания получить страховое (уточним; незаконное) возмещение.
Тормозом в борьбе со страховыми мошенниками является и отсутствие единой базы данных в рамках Российского союза автостраховщиков. В идеале, она подразумевалась еще тогда, когда писался ныне действующий закон об ОСАГО. Однако воз и ныне там. Страховщики обходятся личными налаженными контактами между собой, обменом необходимой информацией по подозрительным автовладельцам. "Очень плохо, что наше общество не считает водителей-злоумышленников мошенниками, а зря, - сетует Евгений Гуревич. - Мы считаем: когда будет гласное и всенародное освещение дел по мошенничеству, тогда злоумышленники поймут, что с этим шутить нельзя".