МИЛИЦИИ ПРИДЕТСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ?
Как красиво выйти из скандальной ситуации с "Евро-2"? Как воспитать нашу расхлябанную и непредсказуемую автогражданку? Наконец, как победить коммерческие аппетиты милицейского ведомства? На эти и другие злободневные темы с редактором "Автодрома" Андреем Горбуновым поговорил человек, который способен не только предлагать, но и доводить до статуса законов решения общероссийских "колесных" проблем, - депутат Госдумы и председатель Движения автомобилистов России Виктор ПОХМЕЛКИН.
- Виктор Валерьевич, как вам те методы "научного тыка", которые применяются при реализации экологического постановления Михаила Фрадкова? К примеру, чиновники ФТС неоднократно заявляли, что подержанные иномарки, ввозимые физическими лицами, сертифицировать не нужно. Но неделю назад эта установка поменялась...
- Я очень раздосадован тем, как у нас осуществляется внедрение экологического стандарта "Евро-2". Подчеркиваю: всегда был сторонником того, чтобы на территории РФ эксплуатировались автомобили, соответствующие современным требованиям охраны окружающей среды. А потому известие о том, что правительство, наконец, озадачилось этой темой, воспринял позитивно. Хотя обидно, что у нас вводят "Евро-2" в то время, когда Европа, США и Япония переходят на "Евро-5". Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Другой вопрос - как все это делается. Убежден, ничего хуже нельзя было придумать, чтобы так дискредитировать хорошую и разумную идею. Кто мешал правительству заранее подготовиться к ее воплощению в жизнь - принять необходимые документы, известить о грядущих нововведениях всех заинтересованных лиц, открыть в регионах сертификационные центры? Никто. Тем более что решение о "Евро-2" принималось заблаговременно. Но у нас, как всегда, когда приходит время, начинается свистопляска, выясняется, что ничего не готово. Скорей всего, просто идет саботаж в коррупционных целях.
И уж ни в какие ворота не лезут изменения по ходу действия. Если вы, господа, продекларировали одни правила игры, как в случае с калининградцами, то будьте добры придерживаться их. Если же вы не можете по какой-то причине (скажем, из-за сбоя в управленческой цепи), накажите тех управленцев, которые этот сбой допустили. Но при этом в обязательном порядке выполняйте то, что было вами же обещано. Ведь шутить шутки с обществом (с субъектами экономической деятельности, с гражданами, которые платят свои кровные за автомобили) весьма опасно...
- Сейчас на повестке думского дня проект изменений в закон об ОСАГО. Прописана ли в нем ответственность для страховых компаний за волокиту с выплатами или неправомерный отказ от них?
- Нет. Но есть параллельный проект, подготовленный мной. В нем говорится, в частности, о том, что страховые компании и их должностные лица, не осуществившие страховые выплаты в установленный срок, умышленно занизившие подлежащий возмещению размер ущерба, должны платить штраф в размере от 500 минималок.
Такое изменение в закон необходимо и логично. Ведь если одна сторона, участвующая в ОСАГО, несет административную ответственность, то почему другая от нее освобождена? К тому же у нас представители всех видов бизнеса за нарушение прав своих контрагентов отвечают в административном, а то и в уголовном порядке. Единственное исключение - страховой бизнес. И это при том, что в сфере страхования действуют обязательные нормы.
Мой проект будет рассматриваться на ближайшей осенней сессии. По крайней мере, в этом меня заверили в комитете по конституционному законодательству, который проект поддержал. Однако страховое сообщество в Москве делает все, чтобы этот проект торпедировать.
Но даже в отсутствие положения об их ответственности страховщики, уклоняющиеся от выплат, должны преследоваться. За злостные и грубые нарушения страхового законодательства их вполне можно привлекать к уголовной ответственности. Кстати, соответствующая статья в УК имеется - о причинении вреда другому лицу путем злоупотребления доверием. Думается, под эту статью походят должностные лица страховых компаний, отчетливо понимающие, что платить надо, но делающие все, чтобы уклониться от этой обязанности. Поэтому советую автомобилистам не только обращаться в суды с гражданско-правовыми исками к страховщикам, но и идти в прокуратуру с требованием о возбуждении уголовных дел.
- Много говорят и о проекте "репрессивных" изменений в КоАП, касающихся автолюбителей. Ваше отношение к этому проекту?
- Законопроект об увеличении размера штрафов и расширении полномочий ГАИ, о котором вы упомянули, был внесен в Госдуму депутатами от "Единой России". Но под давлением общественности (в том числе и в парламенте много спорили насчет этого проекта) его были вынуждены забрать на доработку. Моя точка зрения - увеличивать штрафы надо. Ведь курам на смех, когда, скажем, за проезд на красный свет берут всего лишь 100 рублей. За отдельные нарушения стоило бы даже ужесточить наказания вплоть до лишения водительских прав. Однако при этом следует помнить о том, что наказание - не панацея. Нельзя ограничиваться одними карами. Нужно одновременно совершенствовать статьи, защищающие водителей от прессинга силовиков. Расширять же полномочия сотрудников ГА И недопустимо. Я категорически против возвращения системы баллов, принудительной эвакуации машин, ужесточения требований техосмотра и отказа от презумпции невиновности.
- В СМИ активно муссируется предложение замминистра внутренних дел Александра Чекалина об обязательных депозитных счетах автомобилистов, с которых ГАИ могла бы снимать штрафные деньги. Что вы думаете на сей счет?
- На мой взгляд, эта идея может быть реализована только при одном условии - принципе добровольности. Нужно не принуждать, а стимулировать водителей заводить депозитные карточки для расчетов с ГАИ. Например, если вы погашаете штраф с помощью такой карточки, вам полагается скидка...
- Другая звонкая милицейская инициатива - легализовать некий разрешенный минимум содержания алкоголя в крови водителя. Насколько известно, вы выступаете против этого...
- И вот почему. По моему мнению, любая оценочная деятельность опасна. Она чревата произволом тех, кому доверено оценивать. Кроме того, питейные традиции в России - совсем другие, чем на Западе. Умеренности в употреблении алкоголя у нас никогда не было, нет и, судя по всему, не будет. Значит, должен действовать категорический запрет на пьянку за рулем. Вообще я не понимаю, чем вызвана эта инициатива, ведь в нашем обществе нет мощного порыва пить за рулем. Впрочем, не исключено, что Госавтоинспекции это нужно для того, чтобы иметь возможность в большей степени своевольничать и заниматься поборами на дорогах.
- Несмотря на активное противодействие общественности, в нашем регионе продолжают процветать так называемые коммерческие пункты регистрации машин. Создается впечатление, что все это делается с одобрения высшего руководства МВД...
- Не думаю, что здесь замешан нынешний министр внутренних дел. Но его предшественниками за последние несколько десятилетий было немало сделано для того, чтобы коммерциализировать органы внутренних дел. И особенно - ГАИ. Сейчас приходится разгребать эти последствия. Но полумерами здесь не ограничиться. Необходимо все вырвать с корнем. Иными словами, нужна коренная реформа Министерства внутренних дел. В том числе с выведением за штат и новым набором людей в некоторые подразделения. Мне кажется, что в пунктах регистрации это можно сделать без проблем, и никакой катастрофы не произойдет. Если же говорить более основательно, то милиция вообще не должна заниматься регистрацией. Прямая обязанность полицейских - выявлять правонарушения. Но почему они должны регистрировать машины или заниматься техосмотром, внятно объяснить никто не может. Поэтому нужно эти функции передать гражданскому ведомству. Только тогда мы серьезно продвинемся в деле декоммерциализации МВД.
- Побывав в Калининграде в феврале этого года, не планируете ли приехать к нам еще?
- Очень бы хотелось. Но, увы, у меня - очень напряженный график работы. Поэтому обещать не могу.
Замечу, мне запомнился мой зимний визит в Калининград. Запомнилась красота балтийской земли. Но самое главное - общение с людьми. Очень понравились люди, живущие в вашей области. С одной стороны, в них ощущаются глубокие российские корни. С другой - благотворное европейское влияние. Эта особенность Калининграда, мне кажется, вполне может позволить ему в самом скором времени стать регионом-локомотивом. Но для этого всем, кто во власти, нужно не допускать ошибок и вовремя разрешать проблемы, которые зачастую не в самом Калининграде порождены.