БРЭНД ОТ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ - AS Paket,
или Как вернуть населению чувство защищенности в рыночных условиях
Довольно мало осталось людей, уверенных в том, что в случае, если несчастье постучит в их дверь, кто-либо придет им на помощь. Многие граждане Азербайджана, пик жизненной активности которых приходился на 80-е годы минувшего столетия, с сильным ностальгическим чувством вспоминают о том, что значит социальная защита со стороны государства. С переходом на рыночные условия хозяйствования государственная опека, позволяющая справиться со всевозможными бедами, канула в Лету.
И старшее поколение страны уже вряд ли изменит свое мнение, что в период, когда во главе угла стоят рыночные отношения, добиться установления того же уровня социальной защиты населения, что и при социализме, невозможно. И винить его в этом нельзя: сегодня любое чрезвычайное происшествие - болезнь, наводнение, пожар - может оставить азербайджанского гражданина, как говорится, "у разбитого корыта".
Впрочем, жить только ностальгией по временам минувшим абсолютно не верно. В отличие от времен доминирования командно-административной системы, в новых условиях о своих тревогах и возможных бедствиях должен позаботиться сам гражданин, то есть застраховаться от возможных болезней, автомобильных аварий, наводнений и т. д. И не надо уподобляться мужику, который "не перекрестится, пока гром не грянет". Словом, надо, как в цивилизованных странах, страховаться на все случаи жизни. Благо, сегодня в Азербайджане действует десяток страховых компаний.
Особенно необходимым для населения должно стать страхование своего "любимого коня" - автомобиля. Только за прошедший 2005 год и первые два месяца с начала нового года в страну было завезено до 100 тыс. автотранспортных средств. При этом за два месяца текущего года было привезено автомобилей столько же, сколько за шесть месяцев 2005-го. Как видим, по статистике количество автомобилей ежегодно увеличивается в арифметической прогрессии, и сегодня в целом по стране их число превысило отметку 600 тыс. единиц, из которых, по утверждению высокопоставленных чиновников, до 70 % приходятся на столицу.
С наступлением жары и с учетом всевозрастающего количества "чайников" на дороге, стремящихся укрыться на дачах, рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) возрастает в геометрической прогрессии. Как в этом случае можно застраховаться, особенно с учетом, что на автомобильных дорогах все больше дорогих "джипов" и "мерседесов" , и ущерб от аварии может исчисляться кругленькой суммой? С целью получение оценки развития страхового рынка в стране и выяснения того, каким образом можно заинтересовать население страховаться, мы обратились к директору отдела продажи и маркетинга Международной страховой компании (МСК) Рашиду Джаббарлы.
- В первую очередь хочу отметить, что страхование существовало и во времена Советского Союза. Но достаточно вспомнить главного героя фильма "Берегись автомобиля" Юрия Деточкина, игравшего роль страхового агента. На протяжении всего фильма главный герой не столько разъяснял владельцам автомобилей преимущества от страхования, а вел бескомпромиссную борьбу с их хозяевами и выявлял нетрудовые доходы у последних. Таким образом, на постсоветском пространстве работала советская система обязательного страхования, которое можно считать своеобразной карикатурой на необходимость страховать свое имущество.
То есть в те годы никто не придавал страхованию должного значения. В этой связи неудивительно, что водители автомобилей о страховании знали только по тем страховым полисам, которые они должны были представлять работникам Государственной автоинспекции (ГАИ).
Возьмем для сравнения с нами среднестатистического европейца, у которого на первом месте - обязательно застраховать недвижимость, получить медицинское страхование. Кроме того, европеец никогда не сядет за руль незастрахованного автомобиля, то есть на Западе веками складывалась система страхования, и у людей сформировалась культура страхования.
С получением Азербайджаном независимости, как карточный домик, развалилась система государственного страхования. И это объективный фактор, так как в рыночных условиях система государственного страхования не могла действовать эффективно. Она изначально была не гибка и, соответственно, не могла адекватно реагировать на новые условия, когда приходится учитывать интересы различных слоев общества. В этой связи страхование как бизнес начало развиваться в Азербайджане после приобретения независимости. В нашей стране культуру страхования пытаются привить населению в течение последнего десятилетия порядка 20-25 страховых компаний.
Но, к сожалению, должного результата в этой сфере бизнеса пока достигнуть не удалось. Опять же к сожалению, у населения сложилось неверное представление, что страхование - это выброшенные на ветер деньги. Многие не решаются отдать последние деньги на страхование жизни, недвижимости или автомобиля.
- Но тех, кто приобретает автомобиль, сложно отнести к категории неимущих. Может, активность самих страховых компаний не на должном уровне? - Сейчас автомобили, как правило, страхуют лица, приобретающие транспортные средства в кредит. Как известно, одним из условий банка при выдаче кредита на приобретение автомобиля является обязательное страхование автомобиля. Но и здесь складывается парадоксальная ситуация: если кредитору удается выплатить свой кредит раньше срока, он стремится в страховую компанию с целью изъять последние копейки, которые остались за его душой, лишь бы не оставить их у нас. Хотя, не дай Бог, случись ДТП после изъятия страхового вклада, он лишается выплат, то есть перед нами вновь не защищенный член общества, но в этом не виноваты рыночные условия или страховые компании. Надо запомнить: страхование - это управление рисками, или управление своей защищенностью. А в своей основной массе население пренебрегает этим.
- Сколько лет МСК действует на страховом рынке, и какой сегмент страхового рынка вы определили для себя?
- Наша компания начала свою деятельность в феврале 2002 года, и в течение этих четырех лет мы внесли посильный вклад в развитие страхового рынка Азербайджана. На сегодня уставный капитал нашей компании достигает 8 млн. 800 тыс. манатов (порядка 9 млн. 800 тыс. долларов), и он самый высокий среди страховых компаний. В настоящее время у нас лицензия по 29 видам страхования, и с нашей стороны ведется работа по созданию из различных видов страхования новых продуктов, позволяющих охватить определенные целевые группы населения.
Четыре года деятельности - это довольно незначительный временной промежуток, но мы намерены стать абсолютными лидерами данного сегмента рынка. В этой связи в конце 2005 года произошло обновление менеджмента МСК, и с приходом новой группы единомышленников началась работа по созданию и продвижению новых продуктов для страхового рынка.
- Вы говорите о создании продуктов. В соответствии с правилами рынка, у вас должны быть и свои брэнды...
- В настоящее время МСК проводит кампанию своего нового продукта AS Paket. На наш взгляд, это идеальный продукт на страховом рынке, который стал нашим брэндом. Как я отметил, сейчас в МСК собралась команда, которая прорабатывает создание новых продуктов из нескольких видов страхования для продвижения на рынок. Основной замысел заключен в том, чтобы заинтересовать людей путем предоставления дополнительных бонусов. Так, например, в нашем продукте AS Paket предусмотрено, что клиент, который застраховал свой автомобиль, получает бесплатно возможность застраховать свое жилье в двукратном размере стоимости от приобретаемого транспортного средства, то есть клиент страхует не только свой автомобиль, но и свое жилье от землетресения, пожара и взрыва.
Разумеется, существуют и скидки при страховании нескольких автомобилей. Так, при страховании одного автомобиля страховой сбор составляет 2, 99 %, от 2 до 3 машин - на уровне 2, 89 %, а при 4 и более сумма снижается до 2, 69 %. Это на сегодня самые низкие тарифы на добровольное страхование автомобилей со стороны физических лиц.
Особо хочу отметить, что вначале рекламная кампания AS Paket была рассчитана на период с 20 апреля до 20 июня, но по многочисленным просьбам будет продлена до 20 сентября. При этом мы можем заверить, что произошел прорыв в сегменте добровольного страхования автомобилей со стороны физических лиц, и на сегодня полностью окупились затраты на рекламную кампанию, и тем самым мы уже сегодня можем заявить об успешно проведенной кампании и создании брэнда МСК AS Paket. Хочу подчеркнуть, что страхование автомобилей - это культура самого владельца автотранспортного средства. Да и престижно заявить в кулуарной беседе, что автомобиль застрахован. На сегодня мы продолжаем подбирать команду и готовим агентов по страхованию. И перед агентами ставим задачу не только поиска клиентуры, но и проведения разъяснительной работы среди население о выгодах страхования.
- Вы не боитесь молодых ребят - "автошей" , которые устраивают в столице гонки на автомобилях?
- К большому сожалению, существует определенная группа молодых жителей нашей страны, которые, покупая порой в кредит автомобили, в основном российского производства - ВАЗ, устраивают гонки в различных местах столицы. Итог этого лихачества - разбитые и покореженные автомобили. Разумеется, страхуя данные автомобили, можно получить небольшие дивиденды, но если оплачивать постоянно их ремонт, можно понести и значительные убытки.
Вследствие этого при разработке AS Paket мы выбрали не только определенный сегмент автомобилей, но и целевую группу владельцев, то есть речь идет о том, что водитель застрахованного МСК автомобиля не должен быть младше 25 лет. Кроме того, он должен иметь как минимум двухлетний стаж вождения.
Относительно страхуемых автомобилей, то их сумма должна быть не менее 14 000 манатов, год выпуска - с 2002 по 2006 гг. , то есть перед продвижением нашего продукта AS Paket с нашей стороны был проведен маркетинговый анализ рынка, и определена целевая группа населения с определенным уровнем достатка.
- Вы коснулись темы выплаты страховок. Насколько сложна и длительна процедура выплат?
- Я возьму на себя смелость и скажу, что МСК - одна из немногих страховых компаний, которая действительно с большим уважением относится к своему клиенту. При этом своевременная страховая выплата и есть фактор надежности и доверия со стороны клиента, а для нас - уверенность, что на следующий год он еще раз обратится именно к нам, то есть мы не имеем права терять клиента, и не было случая, чтобы страховая компания подвела или еще хуже - обманула.
Конечно, бывают случаи, когда клиенты хотят обмануть страховую компанию, не без этого. Порой привозят для страхования автомобиль с перебитыми номерами и пытаются доказать, что машина новая и т. д. В этот случае используется механизм запросов на фабрику изготовления автомобиля.
Что касается продолжительности процедуры выплат с момента обращения клиента, то выплата производится спустя порядка трех-четырех дней, максимум через неделю.
- Недавно МСК открыла для автомобильного автострахования отделение по обслуживанию. Насколько ваши надежды были оправданы? Существуют ли планы по дальнейшему расширению деятельности МСК, и в первую очередь в регионах?
- Несмотря на непродолжительный срок работы, открытое на проспекте Метбуат (напротив издательства "Азербайджан") отделение по обслуживанию клиентов по автомобильному страхованию оправдало наши ожидания на 150 %. С учетом специфики автострахования очень удачно было выбрано место для отделения, которое позволило освободить наш головной офис от взаимоотношений с клиентами. Дело в том, что в головной офис приезжало много клиентов, а здесь очень сложно с парковкой автомобителей, и тяжело было общаться с клиентами.
Что касается расширения деятельности МСК в регионах, то у нас действует brаnсh-офис в Гяндже. Кроме того, в ближайшее время планируется открытие офиса в Шеки, а в дальнейшем, по мере развития, - и в других регионах страны.
Некоторые скажут, что в азербайджанском обществе принципы страхования еще долго не приживутся, так как, даже попав в автомобильную аварию, водители предпочитают по-быстрому договориться между собой и разъехаться в разные стороны. Но для разрушения данных стереотипов, на примере деятельности ведущих страховых компаний, следует усилить пропаганду различных видов страхования как главного из элементов беззаботной и продолжительной жизни.