ПОЛИС ДЛЯ АККУРАТНЫХ ДАЧНИКОВ
Кто выиграет от новых поправок к закону об ОСАГО
Три года назад в России появилось ОСАГО. За это время отношение наше к полису обязательного страхования менялось от восторга (наконец-то на наших дорогах отношения станут цивилизованными) до требований отменить "грабительскую автогражданку".
Закон об ОСАГО в России еще очень молод и, естественно, несовершенен. Не случайно поэтому депутаты до ухода на летние каникулы собираются принять поправки к закону, которые должны облегчить жизнь простому пользователю. Какие же изменения ждут автовладельцев после доработки закона?
ОТ МАШИНЫ - К ВОДИТЕЛЮ
В первую очередь поправки должны изменить в законе принципиальный момент - привязать полис ОСАГО к автовладельцу, а не к его транспортному средству. В действующем законе привязка полиса к транспортному средству приводит к тому, что при смене машины ее хозяин лишается всех заработанных бонусов за безаварийную езду.
"Таким образом, нарушается один из базовых принципов закона об ОСАГО - обеспечение экономической заинтересованности автовладельцев в безаварийной езде", -мотивировал необходимость нововведения глава подкомитета по страховому законодательству Александр Коваль.
Вместе с тем в отношении водителей, попавших в прошлом в ДТП, при заключении нового договора будут, как и прежде, применяться повышающие коэффициенты.
НА КОЛЕСАХ - ТОЛЬКО ЛЕТОМ
Другая поправка к закону, которую, скорее всего, примут депутаты Госдумы, касается тех, для кого использование машины из-за цены на топливо и запчасти стало роскошью. Авторы законопроекта рекомендуют устанавливать минимальный срок заключения договора обязательного страхования. В настоящее время он составляет шесть месяцев. Если поправка будет принята, то получать ОСАГО можно будет уже на три месяца в году. То есть тот, кто не в состоянии эксплуатировать машину круглый год, может оформить полис ОСАГО, например, только на время летнего дачного сезона и не переплачивать при этом за страховку. Инициаторами такой поправки стали депутаты Владимирской областной думы.
КТО ПЛАТИТ ЗА УЩЕРБ
После введения ОСАГО как водители, так и страховщики намучились с мелкими ДТП. Тот, кто хоть раз попал в ДТП, знает, сколько времени и нервов теряет тот, кто невиновен в аварии, но чей автомобиль получил повреждения. На сегодняшний день потерпевший вынужден собирать справки в ГАИ, дожидаться экспертизы, которую назначает страховая компания его "обидчика". В итоге доверие к системе ОСАГО основательно подорвано. Чувствуя это, еще в декабре прошлого года семь крупнейших автостраховщиков - "Росгосстрах", "Ингосстрах", РОСНО, "РЕСО-Гарантия", "Альфа-Страхование", "Согласие" и "Русский мир" договорились о взаимном прямом урегулировании убытков по автогражданке.
За последние три месяца к соглашению присоединились еще две компании - "Спасские ворота" и ВСК.
Новое соглашение позволило бы потерпевшему в ДТП обращаться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию, а не в компанию, где застрахован виновник ДТП.
Водитель смог бы избежать томительного ожидания страховой выплаты: страховщики сами решали бы эти проблемы между собой.
Механизм прямого урегулирования убытков между страховщиками является одним из элементов Европейского протокола, который давно и эффективно действует в странах Евросоюза.
Но стало ясно, что российским страховым компаниям не выгодно вести этот проект в сегодняшних условиях. Дело в том, что сейчас страховая деятельность не облагается НДС. Поскольку предполагается, что страховщики будут работать посредством взаимозачетов, передача финансовой ответственности уже будет облагаться налогами. Это достаточно существенные потери для страховой компании. Реализация проекта требует внесения поправок в Налоговый кодекс.
Таким образом, поправки в закон об ОСАГО в этой части необходимы не только автовладельцам, но и тем, кто их страхует.
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Увы, оплатив ОСАГО в России, поехать на собственном авто за границу не получится. Российская страховка почти нигде не действительна. Поэтому россиянин вынужден приобретать при пересечении границы тамошний аналог ОСАГО. Чтобы уйти от подобной нелепицы, наша страна должна войти в международную систему "Зеленая карта".
Этот страховой полис действительно традиционно печатается на бланке зеленого цвета и действует на территории 44 стран, куда входят практически все государства Европы, а также Турция, Тунис, Израиль, Иран, Ирак, Кипр, Марокко, Мальта.
Заметим, что о возможности вступления России в международную систему впервые заговорили три года назад, когда только вводили ОСАГО. Однако на деле все оказалось не так просто. Самая главная проблема - порядок страховых лимитов ответственности. Например, в Германии лимит по нанесению ущерба имуществу достигает 15 миллионов евро, а жизни и здоровья - вообще неограничен. То есть, случись что, страховщику, возможно, выставят счет на огромную сумму. Потянет ли такие расходы небольшая российская компания?
Во всем мире для этого разработана система перестраховки под контролем национального бюро. Создано такое и у нас, но система пока не отлажена. Сколько на это понадобится времени? По планам два года - к началу 2008-го. Если же депутаты оперативно примут поправку к закону, российское ОСАГО станет вполне конвертируемым.
***
Автоцифра
94000 инвалидов стоят в очереди на получение автомобиля, положенного им по закону бесплатно. "Ока" не соответствует нормам "Евро-2" и должна быть снята с производства. Впрочем, правительство обещает, что все ожидающие автомобиль инвалиды его получат уже в2007году.
***
АВТОСПРАВКА
Федеральная таможенная служба, как известно, запретила ввозить в Россию подержанные автомобили, не соответствующие техническому регламенту "Евро-2". Как сообщает таможенное ведомство, этому регламенту не соответствуют автомобили, имеющие экологический класс I, произведенные: ... в Евросоюзе - Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония -до 1996 г. включительно США-до 1993г. включительно Японии - до 1997 г. включительно Малайзии - до 1999 г.
включительно Канаде и Корее - до 2000 г.
включительно Китае - до 2003 г. включительно Индии - до 2004 г. включительно Украине: категория М (легковые автомобили и автобусы) - до 2005 г. включительно, категория N (грузовые автомобили) - до 2006 г. включительно Запрет будет действовать до 1 сентября. Напомним, что технический регламент "Евро-2" вступил в действие 22 апреля 2006 г.