УМОМ "РОССИЮ" НЕ ПОНЯТЬ.
Среди калининградских страховщиков есть те, кто по-своему интерпретирует Закон об ОСАГО
Практически все СМИ области сообщали о серьезном ДТП, случившемся в новогоднюю ночь на эстакадном мосту. Пять столкнувшихся почти под бой курантов машин в самом центре Калининграда - такое происшествие, согласитесь, не могло не привлечь внимания. Однако мало кому известно, что инцидент на мосту получил не менее любопытное "гражданское" продолжение. Точнее, "автогражданское"...
"Внезапно меня ослепил свет фар. Потом был сильнейший удар, и я потерял сознание, даже не успев понять, что произошло, - голос моего собеседника дрожит. Он до сих пор не может без волнения вспоминать ту жуткую аварию. - Очнувшись, смотрю: лобовое стекло - вдребезги, баранка сломана, багажник превратился в гармошку. Пытаюсь открыть водительскую дверь. Не получается...".
Выбраться наружу из сплющенной легковушки Геннадию Наумене помогли работники Госавтоинспекции. Они же быстро установили автора заварухи. Им оказался некий молодой человек, управлявший шестисотым "Мерседесом". Как следует из составленной инспекторами схемы, он сначала хорошо "отрихтовал" попутное такси, затем ударил в лоб "Мазду", за рулем которой сидел Науменя. В результате "японку" отбросило на "Фольксваген". А того, в свою очередь, - на маршрутный микроавтобус фирмы "Тотем". "Сотрудники ГАИ пригласили нас к себе в офис на разбор полетов, - продолжает рассказ Геннадий Николаевич. - Но в назначенное время пришли лишь пострадавшие. Водитель же "Мерседеса" не явился. Не было его и на второй день, и на третий...".
Прошло еще семнадцать дней, прежде чем владелец "шестисотого" соизволил заглянуть в ГАИ. Там он безропотно подписал документы, в которых фигурировал как единственный виновник ДТП. И казалось, что до логического "автогражданского" финала этой истории остается всего ничего. Но не тут-то было.
"Утром 20 января приезжаю я в страховую компанию "Россия" (там приобрел полис ОСАГО дорожный обидчик Наумени - А.Г.). Меня тут же направляют к экспертам. При виде того, что осталось от моей "Мазды", они разводят руками - мол, машину уже не восстановить. На следующий день звоню в "Россию", чтобы узнать, сколько мне причитается и когда приходить за деньгами. Трубку берет юрист компании. "Ваше дело, - говорит, - шеф взял под личный контроль. А потому все вопросы - к нему". В течение полутора месяцев чуть ли не ежедневно пытаюсь связаться с этим самым шефом. Тщетно. Он - то в командировке, то еще где..."
Неуловимый директор филиала, в конце концов, был вынужден назначить рандеву телефонному "приставале". Состоявшийся в середине марта разговор получился коротким. Страховщик лаконично сообщил посетителю, что заветной суммы (ее размер от пострадавшего почему-то скрыли) ему не видать как своих ушей. И все-де потому, что клиент "России" через сорок дней после аварии вдруг осознал, что ни в чем, оказывается, не виноват. "Мы получили заявление о том, что наш страхователь намерен оспорить в суде постановление ГАИ. В этом заявлении - он просит приостановить выплаты по его делу", - объяснило причину "отлупа" должностное лицо.
Вернувшись домой ни с чем, Науменя с места в карьер принялся вновь бомбить "Россию" звонками. На сей раз он требовал, чтобы компания письменно отказалась выплачивать компенсацию. Эта бумага нужна была Геннадию Николаевичу в качестве "вешдока" для суда.
Но страховщики давать жалобщику "козырь" не очень-то спешили. Устав, в конце концов, от всей этой беспросветной волокиты, Науменя пришел со своей бедой к нам в "Автодром".
На следующий день после встречи (она произошла в минувший четверг) мы для того, чтобы выслушать аргументы другой стороны, отправились на Московский проспект. Именно там, в одной из новостроек, располагается штаб-квартира регионального филиала московского ОСАО "Россия". Директор учреждения Юрий Клещенко и юрисконсульт Елена Кошелева не отказались пообщаться с журналистами. "Вот это заявление от 10 марта по правилам является основанием для приостановки выплат", - сразу же выложили "россияне" заранее приготовленную бумагу. - Правда, сведений о том, что наш страхователь уже обратился суд, мы на сегодняшний день не имеем...". Затем наши визави выдали еще более забавное признание. Дескать, пока их клиент не созреет для суда (а это может произойти и лет так через десять), вопрос о выплатах будет находиться в подвешенном состоянии.
"Иначе никак нельзя, - убеждал Юрий Григорьевич. - Ведь может получиться так: мы рассчитываемся с пострадавшими, а, скажем, через полгода суд примет решение о том, что виновен не наш страхователь. И как тогда прикажете возвращать деньги? Через регрессный иск - бесполезно. У нас и так уже висят 700 тысяч регрессных рублей".
"Все необходимые для получения компенсации документы я принес сюда еще 21 января. По закону об ОСАГО вы были обязаны в течение 15 дней принять по моему делу решение и в письменной форме вручить его мне. Почему нарушаете закон?" - гнул свою линию Геннадий Николаевич.
"Вы такой грамотный. Все знаете о страховании. Это наводит на определенные размышления...", - не по-джентльменски отбивались его оппоненты.
По их словам, если компания и превысила 15-дневный лимит, то незначительно. Ведь отсчет времени якобы пошел не с 21 января, а со дня, когда были собраны бумаги всех пострадавших. Плюс акты экспертизы всех "дэтэпэшных" машин.
Не менее смешное объяснение нашлось и другому очевидному "проколу". Оказывается, в том, что Науменя не получил официальный отказ от выплаты компенсации, виновата... почта.
Видимо, поняв, что попытка повесить на наши уши откровенную лапшу успехом не увенчалась, господин Клещенко... капитулировал. "Поскольку наш страхователь так и не подал в суд, в начале этой недели мной было принято решение выплатить господину Наумене и его коллегам по несчастью деньги",
- с пафосом объявил он.
Почему эту радостную новость своевременно не сообщили владельцу приказавшей долго жить "Мазды"? И кто именно из работников "России" должен был проинформировать его и прочих пострадавших о благополучном для них разрешении конфликта интересов? Увы, и на эти вроде бы простые вопросы внятных ответов получить не удалось.
Зато на прощание директор филиала разразился пространным панегириком себе и своим подчиненным.
"Поверьте, нет ни одного человека, который не получил бы от нас возмещения, кому бы мы необоснованно отказали. Наоборот, никогда умышленно не затягиваем с выплатами. И мы не сторонники переносить дела в судебную плоскость", - обаятельно улыбаясь и искренне глядя нам в глаза, говорил Юрий Клещенко.
И все же, каким аршином измеряется честная автогражданка? Комментарием на сей счет поделился эксперт одной из известных в нашем регионе страховых компаний Алексей Гнатуш: "По закону, потерпевший должен предоставить страховой фирме, чей полис есть у виновника аварии, протокол, постановление по делу об административном правонарушении, справку о повреждениях машины и извещение о ДТП. Получив эти документы, страховщик в течение 15 дней обязан принять решение, выплачивать деньги или нет.
Заявление страхователя, признанного виновным в ДТП, о намерении обратиться суд, не является основанием для продления срока принятия решения.
- Страхователь должен успеть в 15-дневный срок предоставить своему страховщику исковое заявление, заверенное секретарем суда. Только тогда выплаты могут быть приостановлены. Если же страховая компания необоснованно затягивает с принятием решения и выплатой, пострадавший может подать жалобу в организацию, которая выдает лицензии на работу по ОСАГО, - Российский союз автостраховщиков (РСА). Его адрес: 129090, Москва, улица Щепкина, 3. РСА имеет право приостановить, а затем и вовсе аннулировать лицензию компании, нарушившей закон".