Вадим ХУДЯКОВ, первый заместитель главного редактора газеты "Клаксон": "ДОЛГИЙ ПУТЬ К ЦИВИЛИЗАЦИИ"
В ЭТОМ году у нас может появиться "европейский протокол". По крайней мере, правительство собирается летом внести в Госдуму соответствующие поправки к закону об ОСАГО.
Оптимисты лучатся надеждами: незначительные аварии будут оформляться без участия гаишников. Как в Старом Свете - столкнулись два джентльмена, обменялись данными своих страховых компаний и разъехались.
Оптимисты забывают, что "европейский протокол" основан на европейских же отношениях между водителями - цивилизованных и культурных. Он подразумевает, что оба участника ДТП имеют полисы "автогражданки", что оба законопослушны и не пытаются отвертеться от ответственности, взвалив свою вину на оппонента. Нам до этого еще очень далеко. Путь не в один год, а может, и не в десять лет.
Поэтому пессимисты полны скептицизма. В том числе сотрудники ГИБДД.
- Договоритесь вы без нас, как же! - говорит знакомый автоинспектор. - В элементарных ситуациях, когда кристально ясно, кто прав, а кто виноват, - и то порой едва до драк не доходит.
Бывает и проще. Недавно российский джентльмен, въехавший на своем "Hyundai Accent" в корму редакционному "Toyota RAV 4", понаблюдал, как я заполняю бумаги по ОСАГО, поразмыслил - и, бросив свою разбитую машину, пешком ушел с места столкновения, чтобы не встречаться с инспекторами ДПС. Несомненно, у него полиса "автогражданки" не было. Вот и вся культура..
Тем не менее, полагаю, будущее все-таки - за оптимистами. Ведь "европейский протокол" - это не только и не столько возможность оформить мелкое ДТП без сотрудников ГИБДД. У него есть более существенные плюсы. Главное, что за возмещением ущерба по ОСАГО мы станем обращаться в свою страховую компанию, а не в компанию виновника аварии, как сейчас. А уж страховщики затем будут разбираться между собой. Чтобы успешно действовать в новых условиях, им надо создать общую базу данных по ДТП, разработать единую методику определения ущерба - иными словами, принять единый порядок работы с клиентами. И это тоже на пользу нам, автомобилистам.
В конце концов схожих результатов можно добиться разными способами. Например, когда-то в Европе вошло в моду бритье - и дворяне стали ходить без бород. У нас наоборот - Петр I приказал боярам сбрить бороды, а уж затем бритье понемногу вошло в моду. С "европейским протоколом" примерно такая же история. Если в Старом Свете он зафиксировал уже в принципе сложившиеся цивилизованные отношения между автомобилистами, то у нас "европейский протокол" призван положить начало таким отношениям. Ну а со временем, глядишь, мы тоже привыкнем соблюдать законы, Правила дорожного движения и после мелких ДТП не скандалить, а спокойно обмениваться визитками своих страховых компаний. Конечно, еще очень нескоро...