СТРАХОВАЯ ЗАЧИСТКА
Первыми от нее могут пострадать граждане заемщики
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ МОГУТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАССРОЧЕК ПРИ ОПЛАТЕ ПОЛИСОВ - ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ДВУХ НОВЫХ ПРИКАЗОВ МИНФИНА, КОТОРЫМИ ЖЕСТКО ОГРАНИЧЕН РАЗМЕР ЗАДОЛЖЕННОСТИ ГРАЖДАН ПЕРЕД СТРАХОВЩИКОМ.
Первый приказ, который установил 20-процентный предел долга в страховых резервах компании, вышел в декабре минувшего года. Второй, запретивший обходить эту норму при помощи отражения в отчетах собственных средств, подписан в феврале текущего года. Сейчас Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) разработала новую форму отчетности, которая приравняет подобные случаи "укрывательства должников" к нарушениям бухгалтерской отчетности. А это - основание для применения к нерадивым страховщикам самых жестких мер.
Все эти новшества, по мнению специалистов, окажут свое действие на страховщиков-нарушителей не ранее чем через полтора года. А вот законопослушные граждане могут пострадать от них уже в самое ближайшее время, так как не смогут застраховать свое имущество "в кредит".
На первый взгляд нововведения носят либеральный характер. Прежде ограничение по задолженностям было более жестким: до 10 процентов от общего объема резервов. Но страховые компании могли легко обходить его, демонстрируя в отчетах другие активы, например, собственные средства. Однако теперь приказ Минфина запрещает это делать.
По мнению специалистов, ограничивать клиентов в предоставлении рассрочки по приобретению полиса начнут уже с середины текущего года, чтобы успеть "вписаться" в новые требования к 1 июля 2007 года, когда они вступают в силу.
Эти ограничения скажутся в основном на договорах добровольного медицинского страхования и страхования транспорта, в том числе и приобретаемого в кредит. Раньше клиентам предоставлялась годовая рассрочка по платежам либо в виде четырех равных платежей поквартально, либо двух - через шесть месяцев. Правда, подобные отсрочки были невыгодны компаниям, но они шли на них в целях конкуренции, потому что многим клиентам такая форма расчета была удобнее.
Страховщики считают, что если бы Росстрахнадзор пошел на другую меру - увеличения срока задолженности клиента, после которого она считается просроченной, то "узел удалось бы несколько ослабить" и клиенты бы не пострадали. Сегодня этот срок составляет 90 дней, и страховщики просят продлить его до 180 или даже 270 дней.
Однако все эти меры касаются лишь законопослушных страховщиков, которые готовы придерживаться установленных регулятором норм. Специалисты отмечают, что у многих страховых компаний доля задолженности по страховым премиям сегодня составляет 60-80 процентов и они так или иначе ко времени вступления новых правил все равно окажутся в числе злостных нарушителей. Так что число страховщиков на рынке в следующем году может резко сократиться - уже не на 10 компаний, а как минимум наполовину.
Кстати, по итогам исследований страховщиков, уже 10 процентов жителей крупных российских городов могут позволить себе покупку машины и еще 30 процентов способны на покупку крупной бытовой техники. В связи с этим гораздо быстрее растет желание российских граждан "подстраховаться". Если в 2004 году основным мотивом для приобретения страхового полиса была потребность в психологической защищенности, то в 2005 году таким мотивом являлась уже потребность в экономической защите - так считают более 36 процентов населения.
Страховой спрос россиян можно понять. В 2004 году аварийность на дорогах составляла 16 процентов от числа всех автомобилей "на ходу" , а в прошлом году разбивалось каждое пятое авто. В 2004 году лишь 70 процентов участников аварий обратились к страховщикам. А в 2005 году доля тех, кто урегулировал ДТП с участием страховщиков, достигла уже 83 процентов. Соответственно количество заявленных страховых случаев по ОСАГО выросло на 17 процентов, урегулированных - на 27 процентов.
Тем не менее обороты страхового рынка остаются ничтожными - менее 3 процентов ВВП. Правда, предполагается, что в 2006 году объем реального страхования вырастет на 15-16 процентов, а темпы роста имущественного страхования - на 24 процента.