ПРИ АВАРИЯХ ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ГАИШНИКОВ
Скоро при мелких ДТП помощь автоинспектора не понадобится
Министерство финансов направило на экспертизу в Минюст предложения по изменению правил О САГО. Речь идет прежде всего о новых правилах оформления дорожных аварий, при которых вызывать на место происшествия инспекторов ГИБДД не понадобится. Это касается тех случаев, когда сумма ущерба от столкновения не превышает 20 тыс. рублей и нет пострадавших в нем людей. Чиновники обещают, что уже в марте законопроект рассмотрят в правительстве, а в апреле-мае - в Госдуме. Неужели Россия приблизилась наконец к введению так называемого европейского протокола? Большинство экспертов относятся с большим скепсисом к перспективе такого скорого перехода на европейские правила в "автогражданке". Слишком много вопросов остается за скобками предложенного Минфином варианта. По всеобщему мнению, наиболее вероятный срок - года через два.
Предложения Минфина - это ответ на поручение правительства разработать совместно с Российским союзом страховщиков и ГИБДД концепцию перехода на европейские правила в страховании "автогражданки". "Если наши предложения будут одобрены правительством и внесены в Госдуму, сумма, по которой при ДТП будет осуществляться прямое возмещение убытка, будет составлять не более 20 тысяч рублей, при условии того, что две столкнувшиеся машины были застрахованы. Такое урегулирование убытков будет осуществляться без участия ГИБДД", - заявил вчера начальник отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина Василий Олимпиев.
Однако на поверку предложения Минфина еще очень далеки от совершенства. Например, каким образом участники ДТП на глазок определят стоимость ущерба при аварии и не придется ли вместо гаишника вызывать на место происшествия аварийного комиссара? Ответов на эти вопросы законопроект не дает, делая отсылки на несуществующие еще постановления правительства.
"Европейский протокол" - это система прямого урегулирования убытков пострадавших в ДТП. Она первоначально прижилась во Франции - отсюда и название. Скоро дойдет очередь и до нас, и тогда мелкие аварии можно будет оформить без ГИБДД. Не придется и бегать в поисках компании, застраховавшей виновника, - возмещение по полису ОСАГО пострадавшему выплатят в своей страховой.
"На сегодняшний момент еще не определена процедура предварительной оценки ущерба, схема оформления аварии без участия ГИБДД, будет ли выезжать на место ДТП представитель страховой компании и повлияет ли введение этой системы на тарифы по ОСАГО, - заявил "Известиям" Александр Поздняков, руководитель проекта "Европейский протокол" в РСА. - Если брать опыт Франции, так там полиция не выезжает на оформление мелких аварий".
Непонятно также, как отразится введение новой системы на стоимости страхования "автогражданки". Увеличится ли число злоупотреблений, кто будет оплачивать услуги аварийных комиссаров, если такой институт появится в России. Ни на один из этих вопросов Минфин не ответил. РСА, в свою очередь, самостоятельно готовит концепцию внедрения в России "европротокола". Однако вряд ли она будет полностью готова к маю, как опрометчиво заявили чиновники из Минфина. Скорее сбудутся самые пессимистичные прогнозы относительно перехода нашей системы ОСАГО на европейские стандарты. Не ранее 2008 года. Раньше просто не успеть.
***
Справятся ли страховщики с "европротоколом"
Страхование "автогражданки" ни в одной стране не является доходным бизнесом. Исключение составляла Россия в первые два года введения ОСАГО. Однако уже в 2005 году многие страховщики стали отказываться от ОСАГО. Тариф остается неизменным, а выплаты растут. По данным РСА, в 2005 году российские страховщики собрали по ОСАГО 54,07 млрд рублей, а заплатили по страховым случаям - 26,4 млрд рублей. Если вместо ГИБДД на место аварии обяжут выезжать аварийных комиссаров от страховых компаний, расходы страховщиков вырастут еще больше. Тогда или комиссаров на всех не хватит-придется их дожидаться так же долго, как сегодня "гаишников", или тарифы по ОСАГО повышать.
***
У ГИБДД станет гораздо меньше работы
Данные различных ведомств о том, сколько за прошлый год в стране произошло дорожно-транспортных происшествий, существенно разнятся. ГИБДД считает, что в 2005 году число аварий выросло на 7,1% и составило 223 342 происшествия. По мнению МЧС, их число выросло на 25%, просто некоторые аварии в Госавтоинспекции не учитывают. Около 70% от общего числа ДТП можно отнести к категории "легких", которые обходятся без жертв. Инспекторов Госавтоинспекции можно запросто освободить от обязанности регистрировать каждую царапину. Вот только чем займется армия "гаишников", если освободить ее от обязанности ежедневно регистрировать по 3,2 тыс. страховых случаев?