Лидер акций в защиту Щербинского - Вячеслав Лысаков - предпринял попытку социолого-политического анализа движения "нового протеста".
Предлагаем вам ознакомиться со статьей "Инициатива: Мы выезжаем на улицы" лидера автомобилистов Вячеслава Лысакова, опубликованной в сегодняшних "Ведомостях".
Рискну высказать предположение, на первый взгляд достаточно спорное. Катализатором общественных процессов, источником и носителем гражданских инициатив в ближайшее время могут стать автомобилисты. Именно они незаметно и быстро занимают нишу независимой общественной структуры, эффективной и неангажированной. Последняя массовая протестная акция в поддержку Олега Щербинского, признанного судом виновным в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, его охранника и водителя, прошедшая в 22 городах России, показала, что на сцену выходит неизвестная политологам и социологам новая организованная сила.
Откликнувшись на наши призывы, люди съехались на Гребной канал, где в Москве в воскресенье 12 февраля началась акция протеста. Земляки-барнаульцы, а также Новосибирск, Екатеринбург и Красноярск вышли с пикетами 11 февраля, демонстрируя свою солидарность с Олегом. Москва и еще 17 городов сделали это 12-го под лозунгом "Нет мигалкам". Для координации действий мы создали специальный информационный сайт Oleg. 19may. ru. Туда выкладывалась оперативная информация по городам-участникам, тексты лозунгов, размещались образцы листовок и плакатов, правила поведения на акции и многое другое. На момент подготовки этого материала его посетили 187 000 человек, и это менее чем за две недели. В рейтинге Mail. ru ресурс в самый разгар интереса к теме Олега и "мигалок" занимал 2-е место после Компромат. ру, потеснив не менее известного "Владимира Владимировича. ру".
Не менее 1500-2000 машин собралось на Крылатской улице, растянувшись на 5 км. Участники наклеили на автомобили лозунги и развесили ленточки двух цветов - черного, в знак траура по правосудию, и оранжевого - как рефлекторный раздражитель для власти, кроме того символизирующий для водителей знак аварийки. Пообщавшись со СМИ, колонны тронулись в путь, на Воробьевы горы, включив фары и аварийки. Присутствовавший на месте сбора и в точке окончания пробега ОМОН вел себя безукоризненно. Нам удалось сразу войти в контакт с руководством ОМОНа и представителем созданного по случаю наших мероприятий штаба. Но, говоря о корректности сотрудников милиции общественной безопасности, мы не можем сказать того же о московской ГИБДД. Вместо того чтобы дренировать улицы, ГАИ всячески пыталась разбить мирно идущие колонны не нарушающих правила дорожного движения участников, затрудняя их продвижение и создавая на дороге хаос и сумятицу. Рублевское шоссе после проезда одной колонны было перекрыто, и машины протеста потянулись к Можайскому шоссе. По всему пути следования, на каждом перекрестке стояли многочисленные наряды ГАИ, светофоры включались на краткий режим (вслед за зеленым сразу включался красный), и попавшие на перекресток водители штрафовались. Инспектора зорко всматривались в проезжавшие автомобили, останавливая их при любом удобном случае. Из раций звучали нервные команды останавливать машины с символикой и мешать их продвижению.
Столь недалекая тактика лишь усилила пропагандистский эффект - стоявшие в километровых очередях участники акции попадали под пристальное внимание и пешеходов, и особенно других автомобилистов, с интересом читавших лозунги, рассматривавших плакаты, задававших вопросы про акцию и включавших свои аварийки в знак поддержки. Здесь следует сказать, что вышеописанное автомобильное действо не имело официального разрешения. Объяснение этому простое: что не запрещено законом, то разрешено. Разве берут разрешение на проезд свадебные кортежи или похоронные процессии? А чем от них отличаются участники акции, старающиеся передвигаться на своих автомобилях, не нарушая правил?
Наши акции - а воскресная была пятой по счету за те девять месяцев, что мы существуем, - перешли в форму "моторизованного флэш-моба" , что мы рассматриваем как наше ноу-хау, поскольку это новая форма, отличающаяся от существующих. Большие группы автомобилей напрягают власть, и она не дает разрешений на их сборы и передвижения, объясняя это тем, что такие действия не могут признаваться пикетом или демонстрацией. Наш первый "выезд" прошел 19 мая прошлого года одновременно почти в 50 регионах - в знак протеста против возможного запрета праворульных автомобилей, чьи владельцы и стали ядром движения. Наша вторая акция на Садовом кольце 30 июля 2005 г. была заблокирована силовиками и почти сорвана. Мы сделали выводы и стали проводить новые акции, готовясь и постепенно собираясь на Садовом, стараясь соединяться в колонны и двигаться в правых рядах, чтобы не создавать помех коллегам по движению. Последняя такая акция собрала около 1000 автомобилей и была посвящена протесту против новых ПДД, ущемляющих права владельцев американских машин.
Последнее наше выступление 12 февраля стало сверхрезонансным. Уже на следующий день спикер Совета Федерации Сергей Миронов поддержал наши акции, заявив о необходимости проверки прокуратурой дела Щербинского в порядке надзора, и выразил надежду, что приговор в следующей инстанции будет пересмотрен. Кто же и что стоит за этими массовыми автомобильными выступлениями? Как непосредственный участник и один из организаторов, ответственно утверждаю: никого, кроме моих товарищей, коллег по движению и простых российских автомобилистов, как в последней акции, откликнувшихся на беду Олега и на наши активные попытки разбудить общество. Мы - это средний класс. Если говорить о нашей общественной организации, то это владельцы иномарок, отечественных машин, мотоциклисты и пешеходы. Причем практически у всех есть мобильная связь и Интернет. Собственно, всю координацию мы и проводим через свой сайт в Интернете. По сути, это всероссийское или народное, как мы себя называем, движение, ибо это гражданская инициатива, родившаяся не в кремлевских или партийных кабинетах, а в сердцах тех, кто понял, что защищать свои интересы надо самим.
Мы дистанцированы от всех политических партий и движений, и поэтому у нас нет спонсоров. Партии полностью дискредитировали себя в современном обществе. Мы знаем, что они смотрят на нас как на электоральный одноразовый материал. Поэтому мы отбрасываем любые политические предпочтения и альянсы, понимая, что таковые нас разрушат, а проблемы автомобилистов (а их не счесть: это и дороги, и качество, и цена топлива, и ОСАГО, и налоги, и ГИБДД) нас могут только объединять. Исключив политическую риторику, партийные амбиции, мы занимаемся делом: анализируем проблемы, ищем пути решения, идем на конструктивный диалог, но, когда нас не слышат, - выезжаем на улицы.
газета "Ведомости" , 17. 02. 2006