Перейти к основному содержанию

Главная      АВТОСБОРОМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ И "СЕРОМУ" ИМПОРТУ

АВТОСБОРОМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ И "СЕРОМУ" ИМПОРТУ

С 2007 года в России может быть введен дорожный сбор для грузовиков массой более 12 тонн. Новый сбор может привести к разорению части российских перевозчиков или к увеличению их доли на рынке. Это зависит от того, с кого Минтранс решит взимать эту плату. Однако рост тарифов гарантирован в любом случае.

"Делайте взносы!"

Инициативу введения платы за проезд грузовиков массой более 12 тонн по российской дорожной сети первым представил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин. По его словам, Минтранс уже провел экспертизу вопроса. Предусматривается два варианта оплаты - в зависимости от времени (за месяц, квартал или год) или пройденного расстояния. Последний вариант предполагается вводить на наиболее напряженных участках дорог.

Департамент автомобильного транспорта министерства уже разрабатывает соответствующую концепцию, и в течение нескольких месяцев может быть подготовлен специальный проект постановления правительства. По оценке заместителя министра, на подготовку новой системы уйдет год. Плату могут ввести с 2007 года. Как сообщили "Гудку" в пресс-службе Минтранса, сейчас в ведомстве создана рабочая группа. Возглавил ее руководитель департамента автомобильного транспорта Евгений Москвичев. Группа готовит предложения о сборах за транзит. Пока еще не ясно, какого размера будет эта плата и с каких перевозчиков будет взиматься - только с иностранных или с российских тоже. Решено просто взимать сбор, однако опробовать проект планируется на международных направлениях.

Иностранцам к расходам не привыкать

Опрошенные "Гудком" представители транспортно-экспедиционных компаний и перевозчиков по-разному отнеслись к возможности введения платы за транзит. "Наши перевозчики платят за пользование автодорогами в 14 странах, поэтому введение подобной платы за транзит в России справедливо" , - считает пресс-секретарь Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Антонина Камчатова. Как указывают эксперты АСМАП, российские перевозчики оплачивают дорожные сборы в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Швеции, Дании, Германия, Австрии. Затраты на дорожные и другие сборы для перевозок грузов из Германии и обратно составляют 6500 евро в год на один автопоезд. При этом прибыльность бизнеса невелика: для рейсов в Германию она составляет 1, 7 %. "Национальный перевозчик платит дорожный налог, а иностранный оплачивает транзит, это обычная практика" , - считает начальник управления мультимодальных перевозок группы компаний "Армадилло" Юрий Минаков.

В то же время, по мнению менеджера отдела грузовых перевозок и развития транспортной сети DHL Павла Черняка, введение дорожного сбора будет неприятным для перевозчиков. "Никому не хочется платить дополнительные деньги" , - пояснил он. Однако эта мера необходима, признал Павел Черняк, так как дороги, например трассы из Москвы в Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород, находятся в плохом состоянии. В отдаленной перспективе введение сбора может даже положительно сказаться на перевозчиках. Если дорожное покрытие будет в лучшем состоянии, сократятся эксплуатационные расходы транспортных предприятий.

По словам Антонины Камчатовой, эксперты

АСМАП участвовали в разработке концепции взимания сбора за транзит грузовиков. Однако они разошлись во мнениях относительно того, с кого следует брать дорожные сборы. С одной стороны, следовало бы освободить перевозчиков из Финляндии, Украины, Белоруссии и стран Балтии от уплаты. Сегодня за проезд российских грузовиков по территории этих стран плата не взимается. Это предусмотрено двусторонними правительственными соглашениями. Однако, если плата будет введена в России для всех иностранцев, Финляндия, Белоруссия, Украина и страны Балтии могут в ответ ввести аналогичный сбор. Между тем, если освободить перевозчиков из этих стран от уплаты сбора, это будет противоречить Сводной резолюции Европейской экономической комиссии ООН от 2004 года, одобренной Россией, которая запрещает дискриминационный подход к сборам - взимание платы с перевозчиков в зависимости от места их регистрации.

Если же плата будет введена только для иностранных перевозчиков, она может привести к усилению позиций россиян на рынке, считает генеральный директор транспортной компании "Паллий" Александр Мартынкж. По его словам, сегодня на рынке российских международных перевозок самые низкие тарифы у белорусов. Так, например, рейс Франция - Москва стоит у россиян 4 тыс. евро, а у белорусских коллег - 4 тыс. долларов. Таким образом, разница составляет 20 %. При введении платы за транзит для иностранных перевозчиков белорусы будут вынуждены поднять цены, и российские перевозчики станут более конкурентоспособными. В то же время, по мнению директора департамента по развитию логистической компании STS Logistics Дениса Залевского, в российских автоперевозках спрос на услуги превышает предложение и российские перевозчики просто не обладают достаточным количеством машин, чтобы удовлетворить потребности российского рынка.

Тарифный рикошет

Впрочем, даже если сбор будет введен только для иностранных перевозчиков, велика вероятность, что оплачивать его придется и россиянам. По признанию Антонины Камчатовой, основная масса российских международных перевозчиков использует автомобили иностранного производства, приобретенные в лизинг, оформленные в собственность зарубежных лизинговых компаний и находящиеся в России в режиме "временного ввоза".

Если плата за проезд грузовиков будет введена не только для иностранцев, но и для российских перевозчиков, она серьезно увеличит налоговую нагрузку на них, что приведет к разорению многих из них и дальнейшему вытеснению российских перевозчиков с рынка международных транспортных услуг, считает Антонина Камчатова из АСМАП. По оценке Александра Мишарина, доля российских перевозчиков в международных перевозках в Россию в 2005 году составила около 40 %, а объем перевезенных грузов - 10, 6 млн. тонн. По его словам, на российском рынке международных автомобильных транспортных услуг наиболее активно работают перевозчики Белоруссии, Польши, Украины и стран Балтии, и небольшую долю занимают европейские - итальянские и немецкие компании. Но сильнее всего сбор ударит по внутрироссийским перевозчикам, у которых финансовое положение хуже, чем у международных, уверена Антонина Камчатова.

Сегодня оплата транспортного налога по базовой ставке составляет от 100 до 200 евро в год в зависимости от автомобиля, посчитали в АСМАП. Таким образом, если отменить транспортный налог и ввести дорожный сбор в размере 100-200 евро, налоговая нагрузка на перевозчиков не изменится. При этом, если транспортный налог идет в местный бюджет и расходуется не обязательно на содержание дорог, то дорожный сбор, скорее всего, пойдет в федеральный бюджет и будет расходоваться централизованно на дороги. По данным ассоциации, общая сумма поступлений от транспортного налога составляет в настоящее время около 50 млрд. рублей в год. Платежи от большегрузных автомобилей (общей массой свыше 12 тонн) достигают 12 млрд. рублей в год. Для того чтобы компенсировать выпадающие доходы при отмене транспортного налога для автомобилей общей массой свыше 12 тонн, сумма сбора должна составить около 300 евро в год.

Сколько платить

По мнению Юрия Минакова, для того чтобы введение дорожного сбора не оказало существенного влияния на рентабельность перевозок, величина его не должна превышать 100

- 200 евро для отечественных перевозчиков. При введении платы в размере 200 - 300 евро тарифы на перевозку вырастут на 0, 5

- 1, 0 %, считает он. А если сбор за транзит для иностранных перевозчиков не превысит 400 евро, его введение никак не повлияет на соотношение долей российских и зарубежных перевозчиков на российском рынке. Денис Залевский заявил, что стоимость услуг не должна вырасти более чем на 10 % после введения дорожного сбора. "Это психологически критическая отметка" , - пояснил он. Повышение стоимости услуг на 3 - 5 %, по оценке эксперта STS Logistics, рынок переживет легко.

Один автомобиль совершает от 20 до 40 рейсов в год, и при величине дорожного сбора 300 евро рост расходов в расчете на один рейс составит от 7, 5 до 15 евро, подсчитал Павел Черняк из DHL. "Такой сбор вряд ли повлияет на тарифы: если до сих пор рейс из стран Центральной и Западной Европы в среднем стоил 3 тысячи евро, перевозчик вряд ли повысит цену до 3015 евро" ,

- считает эксперт. Впрочем, по его словам, некоторые перевозчики могут использовать введение дорожного сбора как повод для повышения тарифов. Если плата будет введена для иностранцев, они включат дополнительные расходы в тариф, а российские - повыся свои тарифы вслед за ними, отметил руководитель диспетчерского отдела транспортной компании "Транскомпани" Сергей Сафрин.

Как предположил Александр Мартынюк из "Паллия" , если сбор будет введен для российских перевозчиков, они будут просто чаще давать взятки проверяющим органам. Сложности с оформлением пропусков в центр Москвы привели к тому, что перевозчики закладывают в тариф дополнительные 500 - 1000 рублей в расчете на штрафы ГИБДД за отсутствие пропуска, напомнил Сергей Сафрин из "Транскомпани". Впрочем, по мнению Юрия Минакова из "Армадилло" , сокращение доли иностранных перевозчиков может привести к сокращению "серого" импорта. "Российского перевозчика легче контролировать" ,

- уверен он.

По мнению Александра Мартынюка, в результате введения сбора увеличится разрыв между перевозчиками, работающими "по правилам" , которые, по его оценке, занимают долю в 10 % на рынке, и остальными владельцами грузовиков. Основную часть рынка занимают индивидуальные частные предприниматели с одним или несколькими автомобилями. "Обычно грузовик зарегистрирован на одного человека, а прицеп - на другого" , - добавил он. Парк большинства компаний на рынке автоперевозок не превышает 15 автомобилей, отметил Павел Черняк из DHL

Введение покилометровой оплаты будет значительно сложнее, чем повременной, так как потребует выстраивания системы датчиков на дорогах и оборудования машин тахографами (бортовыми приборами для постоянного измерения и записи скорости движения, пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей). "Грузовые автомобили иностранного производства сходят с конвейера с гнездами для установки тахографов, а поставить прибор на отечественные грузовики и "МАЗы" будет, наверное, непросто" , - пояснил Сергей Сафрин из "Транскомпани". К тому же раз в год тахографы необходимо проверять и заново регистрировать, а мест, где это можно сделать, в России немного. "В Москве это можно сделать только в двух местах, и, если тахографы придется проверять всем перевозчикам, там будет такой же наплыв, какой бывает в конце года с ОСАГО" , - уверен Сергей Сафрин.

***

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО НАПРАВЛЕНИЯМ (данные АСМАП по состоянию на 2004 год)

Прочие - 22 %

Казахстан - 3 %

Латвия - 5 %

Польша - 7 %

Китай - 7 %

Литва - 7 %

Финляндия - 32 %

Германия - 9 %

Украина - 8 %

[Графические материалы

Основные направления внутренних автомобильных грузоперевозок

Материалы доступны в бумажной версии издания]