ТАЙНЫ "ИНГОССТРАХА"
Компания. "Ингосстрах" давно уже не "гос", зато в обозримом будущем может стать иностранным, хотя бы частично. Первая команда менеджеров Олега Дерипаски привела холдинг в "товарный вид" и была уволена, вторая должна набить цену до $1 млрд.
"Ингосстрах" не раз пытался уберечь советское, а затем российское страхование от нашествия иностранных финансистов. Но по иронии судьбы именно он остается наиболее привлекательной целью для западных капиталовложений. Десятилетия монопольного положения на рынке реального страхования дали немало преимуществ разгосударствленному минфиновскому главку. Но кроме как на первых местах в рейтингах название компании поминалось и в связи со скандалами.
Темные века. Вслед за рассветом кооперативного движения, на волне которого в СССР появились первые негосударственные страховщики (АСКО, "Прогресс", "Россия"), наступил хаос 90-х. "Ингосстрах", как и многие другие госкомпании, приступил к акционированию и приватизации. Первая попытка провести ее пришлась на май 1991 года. Но проект "народной приватизации", который предполагал распределение акций среди членов коллектива компании, изначально был обречен на провал: 750 тыс. акций по цене 1000 рублей (в 1991 году довольно крупная сумма) за штуку сотрудникам "освоить" было не под силу. К делу подключились коммерческие структуры, наибольшую активность среди которых проявил Автобанк. События того времени получили впоследствии нелестную оценку Счетной палаты. Правда, случилось это лишь в 2000 году. По мнению аудиторов, нарушения при оценке имущества страховщика накануне акционирования стоили государству 6 млрд рублей (в ценах 1991 года). Более 2 млрд рублей, как следует из материалов СП, казна потеряла в результате продажи по номинальной стоимости 70-процентного пакета акций "Ингосстраха" Автобанку и аффилированным структурам. В их числе назывался и Крестовский пушно-меховой комплекс, его тогдашнего гендиректора Андрея Андреева впоследствии будут считать основным владельцем страхового общества. Стоит отметить, что на данном этапе приватизации агентом по продаже госпакета выступал все тот же Автобанк, а не Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Но, пожалуй, более всего государственные аудиторы досадовали по поводу проведенного в 1995 году увеличения уставного капитала "Ингосстраха" с 750 млн до 4 млрд недоминированных рублей, в результате чего госпакет "размылся" с 30 до 8,46%. Впрочем, никаких серьезных последствий ни для акционеров, ни для самой компании изыскания СП не имели. Сегодня это уже почти забытая история, в компании ее во всяком случае стараются не вспоминать.
Защитим Россию вместе с "Россией". Интересовали тогдашних собственников "Ингосстраха" и другие страховые активы. В 1997 году на свет появилась одноименная транснациональная группа (ТНГ). Продолжая контролировать целый ряд российских и зарубежных страховых обществ, "Ингосстрах" обогатился за счет привлечения в ТНГ компании "Россия" (впоследствии она была переименована в "Ингосстрах-Россию", но сегодня вернула исконное название). Ее основатель, а ныне гендиректор Алексей Разуваев вспоминает, что на рубеже 1996-1997 годов к российскому рынку стали проявлять особо пристальный интерес иностранные страховщики. В противовес возникла идея создать крупного национального оператора. По словам Алексея Разуваева, "Ингосстрах" и "Россия" были близки по идеологии и уровню корпоративной культуры и вполне подходили для такого проекта. Изначально предполагалось, что весь non-life бизнес "России" перейдет к ее новому партнеру и владельцу, а сама она сосредоточится на классическом страховании жизни. "Сейчас уже очевидно, что мы попытались обогнать время", - констатирует Алексей Разуваев. Действительно, надежды на лайфбум себя не оправдали (питали их, к слову, не только "Ингосстрах" и "Россия"), Отчасти поэтому "симбиоз" двух компаний оказался недолгим.
Новая веха. В 2001 году оба страховщика стали предметом новой сделки, что явилось поворотным моментом в их судьбе. Структуры, близкие к Олегу Дерипаске и Сулейману Керимову, выкупили активы Андрея Андреева, в том числе и страховые. К тому моменту предприниматель контролировал, по некоторым оценкам, свыше 80% акций "Ингосстраха". В начале 2002 года Андрей Андреев заявил о том, что холдинга он лишился помимо собственной воли, тогда же правоохранительные органы возбудили уголовное дело. Однако в ноябре 2003 года дело прекратили, а аресты, наложенные на спорные активы, в том числе и на акции "Ингосстраха", сняли. Через год, заключив мировую, Андрей Андреев отказался от каких-либо претензий к Олегу Дерипаске и Сулейману Керимову.
К тому моменту структура собственности "Ингосстраха" поменялась, но более прозрачной не стала. Сегодня, как следует из отчета компании за третий квартал прошлого года, более чем 5-процентными пакетами ее акций владеют пять обществ с ограниченной ответственностью (в сумме на них приходится 70,16%), а также лично Олег Дерипаска собственник 10-процентного пакета. Всего же, по различным оценкам, алюминиевый магнат и его "Базовый элемент" контролируют от 55 до 60% в уставном капитале "Ингосстраха". 40-45%, как полагают аналитики, принадлежит структурам предпринимателя Александра Мамута. Покинув пост председателя совета директоров инвесткомпании "Тройка Диалог", на внеочередном собрании акционеров "Ингосстраха" 30 сентября 2005 года он вошел в аналогичный орган управления страховщика.
Своеобразной точкой отсчета для последующих замеров капитализации можно считать август 2003 года, когда наконец-то закончилась приватизация "Ингосстраха". Пакет в размере 0,51% РФФИ удалось продать за 32,85 млн рублей. Если положить в основу расчета рыночной стоимости компании результаты торгов, выходит, что на тот момент страховщик стоил более $210 млн. Сразу перескочим на два года вперед - в августе 2005 года гендиректор "Ингосстраха" Александр Григорьев оценивал рыночную капитализацию компании в $380-420 млн.
Почти двукратный рост стоимости компании всего за два года объясняется не только благоприятной конъюнктурой на рынке и макроэкономическими успехами России - сам "Ингосстрах" за это время заметно преобразился.
Дела внутренние. К 2005 году практически завершилась реструктуризация его региональных активов. Дочерние компании, некогда входившие в транснациональную группу, были преобразованы в филиалы, которых ныне насчитывается 88. Все они по территориальному признаку объединены под началом восьми региональных центров: Байкальский, Дальневосточный, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский, Уральский, "Кавказ", "Московия", "Черноземье", Южный. Эти структурные подразделения получили некоторые полномочия головного офиса: в части анализа местных страховых рынков и бизнес-планирования, а также функции, связанные с сопровождением деятельности филиалов (информационные технологии, работа с персоналом, обеспечение безопасности).
Примерно в то же время "Ингосстрах" приступил к формированию базы для участия в обязательном медицинском страховании (ОМС). В 2004 году казалось, что реформа ОМС вот-вот начнется, в этот вид бизнеса привнесут рисковую составляющую, и он станет по-настоящему страховым. Пока надежды не оправдались. Тем не менее в позапрошлом году "Ингосстрах" вложил в развитие этого направления около $3 млн. В ходе реформирования своих региональных структур холдинг преобразовал нижегородского медицинского страховщика "Волга-мед" в компанию "Ингосстрах-М", базирующуюся ныне в Москве и управляющую всем ОМС-бизнесом "Ингосстраха". Недавно она получила обновленную лицензию, которая позволяет ей работать по ОМС в 57 субъектах Федерации и заниматься лекарственным страхованием в 30. По итогам 2005 года медстраховщик собрал 2,31 млрд рублей, заняв по этому показателю 11-е место с более чем восьмикратным отрывом от лидера - компании "Макс-М".
В тот же период в отдельное направление в "Ингосстрахе" выделился лайфбизнес. Специализированная компания "Ингосстрах-ЛМТ" в 2005 году собрала 51,62 млн рублей по "жизни" и еще 268,46 млн рублей по другим видам личного страхования.
Усилиями предшественников Александра Григорьева на посту гендиректора "Ингосстраха" Вячеслава Щербакова и Татьяны Дубровской заметно повысились управляемость компании и эффективность ее структуры. Подвижнику финансовой розницы Александру Григорьеву теперь есть где развернуться.
Дела иностранные. Параллельно реформированию региональной сети менеджмент "Ингосстраха" провел ревизию и оптимизацию своих зарубежных активов. Транснациональная группа "Ингосстрах" прекратила свое существование, вместо нее в августе 2004 года на свет появилась международная страховая группа "Инго". Сегодня в нее входят семь зарубежных страховщиков, в уставных капиталах которых "Ингосстрах" владеет не менее чем 50-процентной долей.
В новую группу не вошел старейший зарубежный актив - британская компания Black Sea & Baltic. Просуществовав почти три четверти века, она не смогла выдержать волну исков, связанных с заболеванием асбестозом, которая в конце 90-х ударила по целому ряду международных операторов. Впрочем, в Великобритании интересы "Инго" сегодня представляет отделение немецкой компании SOVAG, зато во Франции, где присутствовала Black Sea & Baltic, страховщиков российского происхождения не осталось. Образовавшуюся вакансию планирует заполнить Reso Europa.
Менее чем через год после создания группа "Инго" понесла первую потерю: лишилась лицензии и покинула местный рынок литовская Ingo Baltic, в уставном капитале которой "Ингосстрах" владел долей около 62%. Как следует из объяснений российского страховщика, руководство Ingo Baltic не учло риски вхождения Литвы в Евросоюз и ситуацию на местном страховом рынке. Лимиты ответственности по ОСАГО в этой стране резко возросли, а тарифы из-за острой конкуренции за ними не поспели. В результате, набрав солидный "автогражданский" портфель, страховщик перестал отвечать нормативам платежеспособности. Акционеры же не смогли договориться о повышении его капитализации. На прибалтийском страховом рынке "Ингосстрах" продолжает присутствовать долями в уставных капиталах компаний "Ингэс" (Эстония) и "Балва" (Латвия) 20 и 17,89% соответственно.
Полурозница. На российском страховом рынке дела "Ингосстраха" идут в гору, чему немало способствует на редкость продолжительный период макроэкономической стабильности. Собственно об увеличении объемов бизнеса сегодня охотно рапортуют и другие лидеры отечественного страхования, и компании поскромнее (кстати, по итогам девяти месяцев прошлого года "Ингосстрах" по сборам обогнала "Ресо-гарантия", правда, с минимальным отрывом: 18,43 млрд против 18,05 млрд рублей). Сегодня руководство "Ингосстраха", похоже, делает ставку на развитие розничного бизнеса. Во всяком случае в прошлом августе на встрече с журналистами Александр Григорьев заявил, что через три года (то есть к лету 2008-го) доля розницы в сборах страховщика должна составлять не менее 60% (на тот момент было около 50%).
Сегодня примерно треть портфеля "Ингосстраха" занимает автострахование.Конечно, не все оно розничное, но именно ОСАГО и каско из всех страховых услуг наиболее востребованы гражданами. "Ингосстрах" одним из первых начал активно работать с автосалонами. Тогда, задолго до бума автокредитования, это казалось не слишком перспективным делом. Однако теперь наградой за усердие и терпение стал весьма крупный и сбалансированный портфель. Что касается ОСАГО, то еще Татьяна Дубровская в бытность руководителя компании неоднократно подчеркивала, что для "Ингосстраха" этот сегмент не является приоритетным и задачи наращивать "автогражданский" портфель перед ним не стоит. Туже позицию, придя к власти, обозначил и Александр Григорьев. Однако же за год доля "Ингосстраха" на рынке ОСАГО увеличилась с 5,5 до 5,9%, а сборы, по данным Российского союза автостраховщиков, - с 2,76 млрд в 2004 году до 3,2 млрд рублей в 2005-м. Но еще больше выросли выплаты - с 1,12 млрд до 1,67 млрд.
Впрочем, не только автострахованием живет "Ингосстрах", он продолжает лидировать в страховании традиционных для себя морских, авиационных, крупных промышленных рисков. С "Росно" он делит львиную долю рынка страхования коммерческих кредитов.
Стратегический маркетинг. "Ингосстрах" постоянно поддерживает интерес к себе со стороны потенциальных инвесторов, прежде всего из числа международных страховых групп. Но насколько сегодня уместен торг?
Очередной всплеск интереса к теме продажи компании случился в апреле 2005 года, когда на посту генерального директора "Ингосстраха" Татьяну Дубровскую сменил Александр Григорьев. Рокировка оказалась полной неожиданностью. Никаких видимых причин для недовольства акционеров не было: компания показала весьма достойные результаты по итогам 2004 года, причем в условиях сложной реструктуризации холдинга. Первое объяснение, которое приходило на ум наблюдателям: сменился собственник, возможно даже, свои акции или их часть продал Олег Дерипаска, ведь до назначения в "Ингосстрах" Татьяна Дубровская занимала пост управляющего директора в "Базовом элементе". Вскоре выяснилось, что о смене бенефициаров речи не идет. Не претерпела каких-либо кардинальных изменений и стратегия компании, да и странно было бы ее менять всего через два месяца после официального представления (в феврале 2005 года). Только в августе Александр Григорьев заявил, что акционеры поставили перед ним более амбициозные цели: довести капитализацию "Ингосстраха" до $1 млрд к 2008 году, а ежегодную премию - до $1,8-2 млрд (прежние планы предполагали увеличение капитализации до $540 млн). Отсюда и возникло предположение, не является ли этот самый миллиард той ценой, за которую с "Ингосстрахом" готовы расстаться его нынешние бенефициары.
Еще больше в подозрениях укреплял опыт Александра Григорьева в проведении предпродажной подготовки. До прихода в "Ингосстрах" он руководил Дельта-банком, который был успешно продан финансовому подразделению General Electric - GE Consumer Finance. Кстати, до Дельта-банка в карьере финансиста был довольно примечательный эпизод, который почему-то не нашел отражения в его биографии, опубликованной на сайте "Ингосстраха". В квартальном отчете компании можно обнаружить, что с 2002 по 2003 год (месяцы не уточняются) Александр Григорьев занимал должность первого зампреда правления Автобанка. Именно в тот период кредитную организацию, ранее входившую в холдинг Андрея Андреева, приобретал "Никойл". По другой информации, в отчетность "Ингосстраха" закралась неточность: на самом деле в Автобанке нынешний руководитель страховщика проработал всего несколько месяцев в начале 2002 года, и ввиду скоротечности этого карьерного этапа он не нашел отражения в пресс-релизах "Ингосстраха". (Прояснить данный момент у Александра Григорьева лично не удалось. Тоn-менеджер отказал "Ф." в интервью, оставив без ответа целый ряд вопросов.)
Пока Александр Григорьев и представители "Базового элемента" терпеливо повторяли, что никакой сделки в отношении "Ингосстраха" не готовится, ситуация начала порождать версии о возможных стратегических инвесторах. Одной из таких версий была "японская". Откуда она взялась, в общем-то, понятно: в марте 2004 года "Ингосстрах" заключил партнерское соглашение с Itochu Corporation, а в мае - с Mitsui Sumitomo Insurance Company. Данное предположение не лишено смысла уже в силу того, что японские страховщики запоздали в выходе на российский рынок и от них теперь можно ожидать достаточно смелых инвестиционных ходов.
Вполне рационален сценарий, по которому увеличение капитализации страховщика произойдет через IPO, а уже затем найдется стратегический инвестор, готовый заплатить за долю в компании более высокую цену, чем сейчас. К тому же, по признанию многих экспертов, "Ингосстрах" сегодня ближе других российских страховщиков подошел к данному этапу корпоративного развития. Еще в июле 2004 года после того, как предприниматель Андрей Андреев заключил мировое соглашение с компанией "Базовый элемент", аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Илан Рубин констатировал, что "основная преграда на пути первичного размещения акций "Ингосстраха", похоже, устранена". "Владельцы "Ингосстраха" пока не определились со сроками проведения первичного размещения акций. Оно может состояться примерно в 2006 году", - отмечал тогда аналитик. "Ф." попытался вновь получить комментарий по поводу перспектив IPO страховщика в ОФГ. Однако, как выяснилось, на публичное обсуждение тем, связанных с "Ингосстрахом", в инвесткомпании сейчас наложено табу. Так бывает, когда готовится некая сделка.
Если отбросить все "косвенные улики" и намеки, в обсуждении темы продажи "Ингосстраха" остаются аргументы фундаментального свойства. Российский бизнес привык к сверхприбылям, многократной отдаче от вложений в кратчайшие сроки. Но даже самая успешная страховая компания не способна обеспечить такие потребности. Тогда как чистая прибыль "Ингосстраха" за 2003 и 2004 годы в сумме не превысила $40 млн (из них на выплату дивидендов пошло около 17,5 млн), его рыночная стоимость возросла примерно на $150 млн.
С другой стороны, нельзя исключать, что нынешние акционеры строят долгосрочные планы в отношении страховщика. К тому же случай Олега Дерипаски особый: он владеет целым комплексом производственных активов. Продукция алюминиевой империи становится в том числе предметом внешнеэкономических сделок, в обслуживании которых традиционно силен "Ингосстрах". К сожалению, "Ф." не удалось выяснить, какая доля в его портфеле приходится на риски аффилированных с его акционерами компаний. Но, как утверждают эксперты, "Ингосстрах" совсем не подходит под определение кэптивной компании.
***
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ОСАГО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ КОМПАНИЮ ЕЕ ДОЛЯ НА ЭТОМ РЫНКЕ РАСТЕТ
***
Лоббист из-за "железного занавеса"
В 1947 году Совет Министров СССР издал постановление о создании Управления иностранного страхования СССР - сокращенно "Ингосстрах". Базой для новой структуры послужило управление иностранных операций "Госстраха". Из появившегося на следующий год положения следовало, что "Ингосстрах", хотя и оставался подведомственным Министерству финансов, получал тем не менее статус самостоятельного юридического лица с обособленным имуществом. Ему предстояло работать на условиях хозрасчета, что на современном языке означает "заниматься предпринимательской деятельностью". В то время в основе бизнеса "Ингосстраха" лежало морское страхование, страхование советского имущества за границей и перестраховочные операции. Кроме того, в его ведение перешли все зарубежные страховые активы, находившиеся в собственности СССР. А они по итогам Потсдамской конференции обогатились за счет пакетов акций ряда немецких страховых обществ и компаний из стран, входивших в гитлеровскую коалицию. В 50-60-х годах зарубежная сеть "Ингосстраха" стремительно разрасталась. Его представительства открылись в Финляндии, Пакистане, Египте, Афганистане, Алжире, Мали. Дочерняя компания Black Sea and Baltic General Insurance, учрежденная в Великобритании еще в 1925 году, пришла своими отделениями во Францию, Египет, Сирию, Ливан и Судан. В Вене появилось страховое общество Garant, а в Бомбее - смешанное советско-индийское страховое бюро. Восстановила свою деятельность в Германии компания SOVAG.
В1972 году советское правительство наделило управление статусом акционерного общества в его внешнеэкономических отношениях. "Контрольный пакет" получил, естественно, Минфин, "миноритариями", впрочем, стали также государственные структуры. Примечательно, что охват страхованием советских внешнеэкономических операций был не таким масштабным, как можно было ожидать. Так, например, в 1975 году в "Ингосстрахе" было застраховано лишь немногим более половины советского экспорта. Некоторые контракты и вовсе проходили мимо него. В частности, речь идете рисках иностранных подрядчиков, работавших на социалистических стройках застойных времен. Заграничные фирмы зачастую предпочитали размещать их в западных компаниях. Минуя "Ингосстрах", свою ответственность страховали и некоторые морские пароходства, подведомственные Минморфлоту. Уже в те времена "Ингосстраху" приходилось заниматься тем, что сегодня называется лоббизмом.Благо Минфин, подразделением которого он, по сути, являлся, был хорошей площадкой для такого рода деятельности. Разумеется, менее всего страховщику хотелось конкурировать с иностранным капиталом там, где это касалось "советских" рисков, и уж тем более внутри страны. В самом конце перестройки, в 1989 году Минфин с подачи "Ингосстраха" обратился в Совет Министров СССР, предложив до принятая специального законодательства ввести запрет на создание совместных с иностранцами страховых организаций, а также на страхование советских предприятий в зарубежных компаниях. Заодно "Ингосстрах" рассчитывал получить исключительные права на проведение перестраховочных операций за границей в валюте.
Кроме чиновничьей рутины в советский период деятельности "Ингосстраха" присутствовала и романтика. Взять хотя бы поднятие золота с затонувшего крейсера "Эдинбург". В 1942 году на нем из Советского Союза в Великобританию перевозилось более 5,5 тонны золотых слитков в порядке расчетов за вооружение. Груз был застрахован в Госстрахе СССР, а его правопреемником по данному договору выступал впоследствии "Ингосстрах". Подвергшись атаке немецких сил, "Эдинбург" потерял мореходность, экипаж с него удалось снять, но само судно вместе с грузом пришлось затопить. Золото подняли лишь через 40 лет. Совместная российско-британская операция, в организации которой участвовал "Ингосстрах", прошла в два этапа: в 1981 и 1986 годах.
***
BLACK SEA & BALTIC, СТАРЕЙШАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ КОМПАНИЯ, БЫЛА ПОТЕРЯНА В КОНЦЕ 90-Х
***
К ЛЕТУ 2008 ГОДА 60% БИЗНЕСА "ИНГОССТРАХА" ДОЛЖНО ПРИХОДИТЬСЯ НА РОЗНИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ
***
Что вы думаете об "Ингосстрахе"?
ГРИГОРИЙ ФИДЕЛЬМАН, президент компании "Москва Ре":
- Когда мы создавали первую частную страховую компанию - АСКО, а это было еще в 1989 году, "Ингосстрах" позиционировал себя как монополист в обслуживании внешнеэкономических сделок и страховании иностранных рисков. Сферы интересов наших компаний абсолютно не пересекались, и ориентироваться на опыт "Ингосстраха" тогда было бессмысленно. Перенимать его мы начали на более позднем этапе по мере развития собственных страховых технологий. Я полагаю, что за прошедшее с тех пор время "Ингосстрах" прибавил в "рыночности", не растеряв своих основных ценностей: глубокого знания законов страхования, репутации и умения работать в конкурентной среде.
Что касается разговоров о возможной продаже пакета акций "Ингосстраха", мне трудно об этом судить - я не акционер. Я лишь знаю, что эта компания всегда была привлекательна для зарубежных инвесторов. В каком-то смысле все компании ведут предпродажную подготовку, ведь задача у акционеров вне зависимости от их планов одна - наращивание рыночной стоимости.
АЛЕКСЕЙ РАЗУВАЕВ, гендиректор компании "Россия":
- Нормальный цивилизованный рынок страхования в России целиком построен на опыте "Ингосстраха". В отличие от Госстраха СССР, который, по сути, являлся придатком бюджета, "Ингосстрах" работал в условиях конкуренции по мировым технологиям. Те страховые компании, которые на заре рыночных отношений переняли его идеологию, живы до сих пор. Другие, поддавшиеся хаосу кооперативных времен, игнорировавшие специфические законы бизнеса, до наших дней не сохранились. Кроме как опытом "Ингосстрах" всегда делился с рынком квалифицированными кадрами - носителями этого самого опыта. В том, что рынок сегодня обсуждает возможность или невозможность продажи "Ингосстраха", нет ничего удивительного. Многие компании желают знать свою рыночную цену и многие приводят себя в "товарный вид". Однако это еще не означает, что их акционеры приняли решение о продаже. И в любом случае "Ингосстрах" всегда будет востребован.
ВИКТОР ЮН, гендиректор компании "Стандарт-резерв":
- Начиная свой страховой бизнес, мы практически не ориентировались на "Ингосстрах", мы смотрели на него снизу вверх. По большому счету нам нечего было перенимать у этой компании. Она специализировалась на обслуживании иностранцев, которые долгое время в упор не замечали других российских страховщиков. Безусловно, "Ингосстрах" с самого начала получил фору, но он и сейчас не упускает лидирующих позиций. По моему мнению, вхождение в капитал "Ингосстраха" нового инвестора в лице крупной международной страховой группы выглядело бы вполне логичным. А что касается IPO, то первые "страховые" размещения, как мне кажется, пройдут не ранее чем через два года. К тому времени как раз встанет вопрос об увеличении капитализации компаний, ведь объемы операций растут, а собственные средства страховщиков должны отвечать нормативам платежеспособности. Стоит отметить, что IPO - это дорогое удовольствие, зато данный механизм позволяет рассчитывать на существенные конкурентные преимущества.