Перейти к основному содержанию

Главная      СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ: ОТЧЕТНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ: ОТЧЕТНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Комитет по связям с общественностью Всероссийского союза страховщиков (ВСС) совместно с Агентством массовых страховых коммуникаций при поддержке ЦИИ РАГС при Президенте РФ опубликовали исследование "Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели".

В работе предложена нестандартная классификация деятельности страховых компаний, которая предусматривает выделение обязательного страхования, включая ОСАГО, кэптивного страхования, открытого или конкурентного страхования и нестраховой финансовой деятельности. Объем, доля и годовой прирост по каждому сегменту страховой отрасли за 2003 г. приведен в табл. 1.

В частности, отмечается, что показатель доли страховой отрасли в ВВП на протяжении 2000-2003 гг. имел разнонаправленный вектор изменения, составляя в 2000 г. - 2,4%, в 2001 г. - 3,1%, в 2002 г. - 2,8%, в 2003 г. - 3,2% ВВп. В то же время страховые премии за вычетом страхования жизни и обязательного медицинского страхования устойчиво росли: в 2000 г. - 0,9%, в 2001 г. - 1,1%, в 2002 г. - 1,3%, в 2003 г. - 1,6%.

При подробной характеристике каждого сегмента в исследовании делается акцент на открытое или конкурентное страхование, под которым понимается страховой рынок, максимально приближенный к условиям свободной конкуренции, т.е. существует свободный выбор страховой компании, спрос и предложение определяют страховой тариф, предлагаемый перечень страховых услуг и входные барьеры схожи для большего числа страховщиков.

В 2003 г. объем открытого рынка добровольного страхования (т.е. того его сегмента, где страхование осуществлялось без "схем" и кэптивной составляющей) достиг 1,9 млрд. долл., или 0,4% от ВВп.

При этом 15 страховых компаний собирают более половины взносов на открытом рынке страхования в России, а на тройку лидеров ("РЕСО-Гарантия" , "Ингосстрах" и "Росгосстрах") пришлось 30% всех собранных премий (табл. 2). Рынок открытого (конкурентного) страхования в России оценивается в 44% от всего объема рынка реального добровольного страхования, в структуре которого, соответственно, 51% приходится на кэптивное страхование.

По страхованию имущества и ответственности на открытом рынке 20 страховщиков обеспечили поступление 70% сборов, из которых 40% приходится на компании "Ингосстрах" , "РЕСО-Гарантия" и "Росгосстрах". Объем премий по страхованию имущества на открытом рынке составил 1,2 млрд. долл. Открытый рынок личного страхования в 2003 г. превысил 374 млн. долл., из которых 77% от всего объема собирают 18 компаний.

Средняя страховая премия, приходящаяся на каждого жителя России и на один договор страхования в 2000-2003 гг. увеличивалась, причем темпами, даже опережающими инфляцию. При этом в 2003 г. средняя премия, приходящаяся на одного россиянина, превысила 100 долл., а без учета ОМС и страхования жизни достигла почти 50 долл. Реальная премия на одного россиянина является очень важным показателем, характеризующим степень реализации потенциала развития, особенно по страхованию жизни.

В России премии по долгосрочному страхованию жизни в 2003 г. достигли 100 млн. долл., что составляет всего 2% отчетных взносов по страхованию жизни. При этом ведущие позиции занимают иностранные страховщики (их дочерние организации, зарегистрированные в России), которые собирают 28% взносов по долгосрочному страхованию жизни, при этом их доля постоянно растет. Безусловным лидером на российском рынке долгосрочного страхования жизни является американская компания AIG (24%). Около 6% клиентов доверяют компании "Росгосстрах" , далее следуют РОСНО (3%), АльфаСтрахование (2%), РЕСО-Гарантия (2%) и ряд других компаний с более скромными показателями.

В исследовании вводятся два показателя, характеризующих степень развития страхования в России: индекс реальности и индекс рыночности, соответственно в 2003 г. - 0,28 и 0,14, которые планируется замерять ежегодно.

Основой подготовки исследования послужили статистические показатели по страхованию Минфина России, Госкомстата России, ВСС, а также анкетирование и экспертные интервью с участниками страхового рынка РФ по методике, рекомендованной ЦИИРАГС при Президенте РФ.