Страховой бизнес: IТ-бюджет как часть бизнес-стратегии
ЧЕМ "КАЧЕСТВЕННЕЕ" БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ. ТЕМ "ЭФФЕКТИВНЕЕ" IТ-СТРАТЕГИЯ
Николай ПАРАЩЕНКО. начальник департамента информационных технологий ОАО "КапиталЪ Страхование"
Наша компания уже несколько лет находится в стадии "лоскутной автоматизации" , охватывающей основные элементы страховых (учет договоров и урегулирования убытков) и финансовых (учет платежей, планирование) процессов. Два года назад было принято решение о переходе к единой корпоративной системе с целью объединить управление компанией и непосредственное ведение страховой деятельности. В результате анализа предложений различных поставщиков был выбран вариант, предусматривающий интеграцию Oracle E-Business Suite с системой Т1А, которая автоматизирует основные процессы страховой деятельности - от продаж до перестрахования и урегулирования убытков. Проект внедрения корпоративной системы, охватывающей головной офис и десятки филиалов компании, был начат осенью прошлого года. Его завершение планируется на конец 2005 г. Причем масштабы и уровень "зрелости" компании (опыт работы более 10 лет) довольно давно определили необходимость решения проблем автоматизации бизнеса системно, в плановом порядке, поэтому в нашем бюджете задолго до принятия Закона об ОСАГО были заложены расходы на IT.
Мы уже используем саll-центр, работа которого в настоящее время оптимизируется с целью учета преимуществ работы в рамках всего холдинга ИФД "КапиталЪ" , а значительная часть функционала СRМ-систем реализована в системе Т1А. В следующем году мы планируем создать канал продаж и обслуживания страховых продуктов через интернет-портал.
Несмотря на то, что мы еще не полностью "прошли" процесс автоматизации, изменения, что называется, "имеют место быть". Во-первых, улучшается качество обслуживания клиентов, сокращаются сроки разработки новых страховых продуктов и настройки существующих продуктов под требования рынка. Во-вторых, внедряются системы контроля, которые позволяют улучшить управляемость компании, повысить прозрачность и эффективность ее деятельности. В-третьих, создаются условия для внедрения передовых практик управления.
Отмечу, что внедрение "тяжелых" информационных систем - весьма "капиталоемкое" мероприятие, поэтому оно должно быть правильно спланировано и соотнесено с текущими и перспективными задачами бизнеса. В компании существует видение деятельности в IТ-области на ближайшие несколько лет, которое определяется бизнес-стратегией компании. Более того, чем "качественнее" бизнес-стратегия, тем "эффективнее" IТ-стратегия. Существует и обратное влияние. Чем мощнее IТ-система в компании, чем продуманнее деятельность по IТ-поддержке бизнеса, тем больше возможностей для бизнеса в выборе различных вариантов развития.
***
"НАША КОМПАНИЯ СТАЛА ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ ПРОЗРАЧНА В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТА ВО ВСЕХ СТАНДАРТАХ"
Владимир ЧУРИКОВ, Цюрих-Русь"
Уровень автоматизации и информатизации СК "Цюрих-Русь" достаточно высокий. В основе информационной системы находятся бизнес-решения SAP, специально адаптированные для нашей компании. Также используются решения других производителей ПО и собственные решения. Присоединюсь к высказыванию своих коллег по поводу IТ-бюджета: в "Цюрих-Русь" такие расходы в бюджете присутствуют постоянно -и до и после вступления закона об ОСАГО (как массовой услуги) в действии. Однако пока мы не планируем внедрение саll-центра, автоматизированной системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и интернет-портала.
Наша информационная система постоянно развивается. И я могу сказать одно совершенно точно - наша компания стала значительно более прозрачной в области финансовой отчетности и аудита во всех стандартах, появились совершенно новые информационные возможности, влияющие на оперативность работы абсолютно всех подразделений СК "Цюрих-Русь". Наша IТ-стратегия строится на бизнес-стратегии компании. Это взаимосвязанные вещи, причем руководящей и направляющей силой является бизнес-стратегия компании.
***
"IТ-БЮДЖЕТ ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО КАК ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА. ЭТО ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ПЛЮС"
Алексей ТЕЛЯТНИКОВ. вице-президент, руководитель Департамента информационных технологий СК "Росгосстрах"
Уровень автоматизации нашей компании находится на начальной стадии реформирования, как и всей системы "Ростосстраха". Сейчас автоматизированы наиболее трудоемкие процессы, связанные с отчетностью и урегулированием убытков. Следующий этап - комплексная автоматизация. С момента прихода в 2002 г. новой команды "Росгосстраха". был разработан детальный IТ-бюджет для всех региональных подразделений в соответствии с самыми современными рекомендациями. Причем IТ-бюджет защищается отдельно как часть бизнес-плана. Это очень большой плюс для нас. Из новейших технологий мы также используем саll-центр и внутренний интернет-портал для работы с нашими сотрудниками. Безусловно, у нас есть и интернет-представительство, которое информирует наших клиентов о событиях и новых услугах, предоставляемых компанией. Автоматизированную систему управления взаимоотношениями с клиентами мы пока не внедряем. Причина тому - более насущные задачи, которые требуют решения в данный момент. Хотя процесс автоматизации только начинает разворачиваться, изменения уже заметны: это более четкая структуризация функциональных обязанностей сотрудников и более строгое регламентирование деятельности компании.
***
"СУЩЕСТВОВАНИЕ КРУПНОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ IТ-ПРОЕКТОВ"
Алексей ХИТРОВ, директор по информационным технологиям ОСАО "Ингосстрах"
Одним из самых сильных звеньев информационной системы "Ингосстрах" является страховая система, разработанная специалистами нашей компании. Ее приобрели и используют даже другие страховые компании. Признание конкурентов - это самая справедливая оценка. Однако мы не останавливаемся на достигнутом, у нас достаточно серьезные планы развития и модификации наших информационных систем. Существование крупной страховой компании, каковой, безусловно, является Ингосстрах, невозможно без финансирования IТ-проектов и поддержки работы большого количества информационных систем. Поэтому, конечно, соответствующая статья затрат всегда присутствовала в корпоративном бюджете, хотя принятие год назад закона об ОСАГО - значительное событие на страховом рынке, которое оказало серьезное влияние на все его составляющие. Наша компания также приложила немало усилий для того, чтобы обеспечить информационную поддержку значительного числа операций по ОСАГО. Потребовались и определенные финансовые вливания, но какого-то существенного роста бюджета IT в этой связи не произошло.
Сейчас принято принципиальное решение о продолжении активного продвижения на рынок физических лиц, в связи с этим - функционирование в полноценном режиме саll-центра, СRМ-системы, интернет-портала является ключевым направлением. Часть этих решений работает у нас уже сейчас, но в ближайшей перспективе мы планируем развитие этой сферы.