Перейти к основному содержанию

Главная      СТРАХОВАНИЕ

СТРАХОВАНИЕ

Страховка от благих намерений

Редкое для Беларуси событие случилось в начале прошлой недели. Совет Министров приостановил действие недавно принятого президентского указа. Но не перегрев на жарком августовском солнце стал причиной смелости чиновников. Своим решением правительство обязано забастовке водителей на белорусско-польской границе.

С 12 по 13 августа легковыми машинами был заблокирован погранпереход "Брузги", подобное происходило и на брестском участке границы. Таким нестандартным образом белорусские автовладельцы выразили протест против вступления в силу указа президента Беларуси N320 от 9 июля 2004 года, который внес изменения в порядок реализации полисов системы "Зеленая карта".

В соответствии с указом президента с 1 августа 2004 г. обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) в Беларуси и по системе "Зеленая карта" могут осуществлять только страховщики, имеющие в своем капитале долю государства свыше 50%. По задумке авторов документа теперь необходимые для выезда за границу полисы "Зеленая карта" белорусские автовладельцы могут приобретать только у таких компаний. "Без наличия национального полиса "Зеленая карта" транспортные средства не выпустят за границу таможенные органы", - объяснил суть принятого документа генеральный директор Белорусского бюро по транспортному страхованию Петр Кучерин.

Можно констатировать, что захват государством наиболее динамичного сегмента страхового рынка Беларуси фактически завершен. Он был осуществлен в два этапа и не потребовал много времени и усилий чиновников. Постановлением Совмина N1258 от 3 октября 2003 г. было установлено, что с 1 января 2004 г. обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств внутри страны осуществляется страховыми организациями, в уставном фонде которых доля государства составляет более 50%. А в августе этого года у негосударственных страховщиков отняли право реализовывать и полисы "Зеленая карта".

Страховых компаний, имеющих право осуществлять реализацию полисов "Зеленая карта", в Беларуси теперь только шесть. Но предложить данную страховую услугу сегодня готовы только четыре. Оставшимся двум предоставлять конкурентные услуги вряд ли будет по силам. Установленные государством тарифы значительно превышают тарифы на аналогичные услуги, действующие в других странах системы.

Захватом рынка автострахования государство подтвердило последовательность своих намерений в освобождении страхового рынка Беларуси от неугодных частных компаний. Ограничение их работы на границе можно было бы оправдать тем, что "Белгосстрах" сумел перечислить в бюджет дополнительно миллиард-другой. Правда, тогда нужно умолчать о том, что эти средства и так поступили бы от других страховщиков и что, по сути, произошло лишь перераспределение рынка.

Не позавидуешь и автовладельцам. Введя монополию на обязательное страхование автоответственности, государство дало себе право контролировать расходы самих владельцев транспорта. У последних с выходом указа президента N320 не стало выбора в приобретении страховки. Покупать теперь можно только "беларускае" и только по установленной директивно цене. Так, стоимость 15-дневного полиса для легковой машины, приобретенного у польской страховой компании, - 8 евро. Аналогичный продукт от "Белгосстраха" - уже 35 евро.

Именно из-за ценового произвола незарегулированные государством водители и организовали забастовку, чем нарушили планы руководства страны. Ответственные за решения государства в области страхования чиновники ставили целью борьбу с негосударственными страховщиками, но не учли в своих схемах фактора страхователей, иначе говоря, автовладельцев. Как оказалось, напрасно. И для урегулирования проблемы чиновникам приходится срочно изыскивать возможности для снижения тарифов.

На прошлой неделе стало известно, что правительство Беларуси направило президенту предложения по изменению тарифов на страхование в рамках международной системы автотранспортного страхования "Зеленая карта". Если президент согласится, стоимость полисов для легковых автомобилей будет снижена на 20%. Кроме того, до окончания срока действия будут признаваться полисы "Зеленая карта", уже приобретенные владельцами автомобилей у иностранных страховщиков.

Но, пытаясь вернуть клиентов через снижение тарифов, государственные страховщики столкнутся с новой проблемой. Действующие тарифы рассчитаны исходя из реальной затратной части компаний, и их снижение без пропорционального уменьшения лимитов ответственности создаст угрозу финансовой устойчивости страховщиков. Если это государственные страховщики, то их убытки лягут дополнительной нагрузкой на бюджет. В результате действий "во благо государства" на практике будет достигнут обратный эффект. К тому же соревнование за наиболее низкие тарифы на полисы "Зеленая карта" для Беларуси заведомо убыточно. При существующем на Западе охвате всех сфер экономики страховыми услугами их компании зачастую практикуют распространение полисов по данному виду страхования в качестве бонусов к пакетам других страховых услуг.