Есть ли в России конкурентное страхование?
В последний год возрос интерес к услугам страховых компаний в связи с желанием многих организаций, в том числе и на фондовом рынке, диверсифицировать свои риски, используя общепризнанные экономические механизмы, к которым относится и страхование. Вместе с тем выбор компании из 1400 зарегистрированных страховщиков представляет некоторые трудности, что определяется, в первую очередь, желанием получить достойный уровень надежности и сервиса в страховой компании.
Многие страховые компании, закрепившиеся на первых местах разнообразных таблиц и рейтингов, не занимаются рыночным страхованием. Об этом свидетельствуют данные табл. 1, в которой приведены взносы первых десяти компаний за 2003 г. У семи страховщиков доля страхования жизни превышает 50%, одна компания занимается обязательным медицинским страхованием. Таким образом, на страховании имущества специализируются только две из десяти компаний.
Разобраться в этой непростой ситуации поможет исследование "Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели" , подготовленное Комитетом по связям с общественностью Всероссийского союза страховщиков (ВСС) совместно с Агентством массовых страховых коммуникаций при поддержке ЦИИ РАГС при Президенте РФ.
В процессе подготовки исследования использовались статистические показатели по страхованию Минфина России, Госкомстата России, Всероссийского союза страховщиков, а также анкетирование и экспертные интервью с участниками страхового рынка РФ по методике, рекомендованной, ЦИИ РАГС при Президенте РФ.
В работе предложена нестандартная классификация деятельности страховых компаний, которая предусматривает выделение обязательного страхования, включая ОСАГО, кэптивного страхования, открытого или конкурентного страхования и нестраховой финансовой деятельности.
Обязательное страхование знакомо по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). В 200З г. было введено обязательное страхование автогражданской ответственности. Кроме того, существует обязательное страхование пассажиров и военнослужащих.
Обязательное страхование не может быть отнесено к открытому или конкурентному страхованию либо по причине того, что оно собственно и не является коммерческим страхованием (как, например, ОМС) либо имеет ряд существенных ограничений по ключевым экономическим категориям (как ОСАГО).
Также стоит отметить "добровольно-принудительное" страхование, которое часто называют обязательным, регламентируемое нестраховыми законами или уставами саморегулируемых организаций. Речь идет о страховании ответственности управляющих компаний, участников фондового рынка, страховании залогового имущества и некоторых других видах.
Кэптивное страхование - это страхование, когда дочерняя страховая компания страхует риски материнской организации или холдинга, в который она входит. Кэптивное страхование является реальным добровольным страхованием, но оно не может быть причислено к открытому страхованию именно из-за отсутствия конкуренции при выборе страховщика.
Утверждение, что кэптивное страхование не является "открытым" , вызвало споры среди опрошенных страховщиков и недовольство представителей кэптивов. Между тем большинство рыночно-ориентированных профучастников считают правильным отделение этого вида страхования от "открытого". Так, вице-президент ВСС, генеральный директор СК "МРСС" Семен Акерман считает, что кэптивные страховщики, как правило, не имеют хороших продавцов, что может стать причиной их вымирания при смене акционеров. Поэтому такие страховые компании вряд ли смогут выжить в условиях открытой конкуренции. Хотя в то же время генеральный директор "СО Зенит" Александр Кабанов говорит, что в ближайшие годы доля кэптивного страхования на российском рынке, скорее всего, будет увеличиваться за счет укрупнения финансово-промышленных групп.
Открытое (конкурентное) страхование - это страхование, максимально приближенное к условиям свободной конкуренции, т. е. существует свободный выбор страховой компании, спрос и предложение определяют страховой тариф, предлагаемый перечень страховых услуг и входные барьеры схожи для большего числа страховщиков.
Наконец, остался сегмент "нестраховой" финансовой деятельности, которая сводится к оптимизации законными методами налоговой нагрузки на предприятия.
Объем, доля и годовой прирост по каждому сегменту страховой отрасли за 2003 г. приведены в табл. 2.
Более подробно Комитет по связям с общественностью ВСС останавливается на сегменте открытого страхования, объективное наличие которого показывается динамикой доли в ВВП общих взносов по страхованию жизни и взносов на открытом рынке.
В частности, отмечается, что показатель доли страховой отрасли в ВВП на протяжении 2000-2003 гг. имел разнонаправленный вектор изменения, составляя в 2000 г. 2,4%, в 2001 г. - 3,1%, в 2002 г. - 2,8%, в 2003 г. - 3,2% ВВП. В то же время страховые премии за вычетом страхования жизни и обязательного медицинского страхования устойчиво росли: в 2000 г. - 0,9%, в 2001 г. - 1,1%, в 2002 г. - 1,3%, в 2003 г. - 1,6%.
В 2003 г. объем открытого рынка добровольного страхования, т. е. того его сегмента, где страхование осуществлялось без "схем" и кэптивной составляющей, равнялся 1,9 млрд долл. США, или 0,4% от ВВП.
При этом 15 страховых компаний собирают более половины взносов на открытом рынке страхования в России, а на тройку лидеров - страховые компании "РЕСО-Гарантия" , "Ингосстрах" и "Росгосстрах" - пришлось 30% всех собранных премий (табл. 3). Рынок открытого (конкурентного) страхования в России оценивается в 49% от всего объема рынка реального добровольного страхования, в структуре которого соответственно 51% приходится на кэптивное страхование.
По страхованию имущества и ответственности на открытом рынке 20 страховщиков обеспечили поступление 70% сборов, из которых 40% приходится на компании "Ингосстрах" , "Ресо-Гарантия" и "Росгосстрах". Объем премий по страхованию имущества на открытом рынке составил 1,2 млрд долл. США. Открытый рынок личного страхования в 2003 г. превысил 374 млн. долл. США, из которых 77% от всего объема собирают 18 компаний.
В исследовании вводятся два показателя, характеризующие степень развития страхования в России: индекс реальности и индекс рыночности, соответственно в 2003 г. - 0,28 и 0,14, которые планируется измерять ежегодно.
В заключение хотелось бы отметить, что новые требования, предъявляемые страховщикам Федеральной службой страхового надзора, связанные с поправками в ФЗ "Об организации страхового дела в РФ" , позволят существенно сократить разрыв между отчетным и реальным страхованием. Тем не менее в этот переходный период участникам фондового рынка при выборе страховой компании по-прежнему следует уделять повышенное внимание "реальности" бизнеса страховщика.
Графические материалы:
Таблица 1 Страховые взносы за 2003 г.
Таблица 2 Действительная структура страхового рынка России в 2003 г.
Таблица 3 Показатели рынка открытого страхования в 2003 г.
Материалы доступны в бумажной версии издания