Перейти к основному содержанию

Главная      На чистую воду

На чистую воду

Выведут страховщики недобросовестных автовладельцев

На прошлой неделе представители страховых компаний и ГИБДД Челябинской области совместно подводили итоги первого года работы закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Как следовало из слов участников брифинга, многострадальный закон, несмотря на все "но" , работает. Растут не только сборы, но и выплаты по страховым случаям. А буквально осенью в распоряжении южно-уральских страховщиков появится специальный программный продукт. С его помощью можно будет "вычислить" автовладельцев, которые были виновниками ДТП, но по меркантильным соображениям не признались в этом при получении нового полиса.

Несмотря на скептические прогнозы и опасения, подавляющее большинство южноуральцев купило полисы ОСАГО, а страховые компании вьщержали наплыв клиентов и успели сформировать необходимую сервисную инфраструктуру.

Страховщики признали, что росту сознательности граждан во многом способствовало введение штрафов за отсутствие полиса. Тем не менее, добровольно-приказной метод себя оправдал как на территории области, так и по всей России. По словам генерального директора управления Росгосстраха по Челябинской области Сергея Кормишкина, 23 млн, или почти 90%, россиян стали владельцами зеленого стикера. В Челябинской области, по данным заместителя начальника ГИБДД Сергея Курышева, обладателями страховых полисов стали 504 тысячи человек.

Впрочем, как выяснилось, главной цели, снижения аварийности на дорогах, закон пока не достиг. Ездить цивилизованней южноуральцы не стали, зато вполне законопослушно стали ждать появления на месте ДТП дорожных инспекторов. В результате у ГИБДД стало в два раза больше работы и испортилась статистика. Как отметил на пресс-конференции г-н Курышев, в 2002 году на территории области было зарегистрировано 21 тыс. ДТП, в 2003 году этот показатель возрос до 28 тысяч. За 7 месяцев текущего года зарегистрировано уже 18, 5 тысяч ДТП, что почти на 50% превышает количество дорожных происшествий за аналогичный период 2003 года. "Эта ситуация особо остро стоит в Челябинске и Магнитогорске, где за сутки мы регистрируем до 80-90 ДТП" , -добавил г-н Курышев.

По его словам, рост ДТП обусловлен тем, что в статистику ГИБДД стали попадать мелкие происшествия, которые раньше решались участниками движения самостоятельно. Между тем численность и материально-техническое оснащение блюстителей дорожного порядка остались прежними.

По словам г-на Курышева, вопрос о помощи ГИБДД уже решается на федеральном уровне. Ожидается, что средства, полученные от страхования и накопленные в специальном фонде, будут направлены на улучшение материально-технической базы дорожной инспекции, нормотворческую и пропагандистскую деятельность. Однако реального содействия ГИБДД, по словам г-на Курышева, пока не ощутила.

"Есть информация о том, что за счет средств, полученных от страхования и аккумулированных на федеральном уровне, на Челябинскую область выделено 10-13 автомобилей, но мы пока ничего не получили" , - резюмировал представитель областной ГИБДД.

По его мнению, исправить ситуацию с перегрузкой инспекторов могли бы два фактора. Первое -помощь страховых компаний на местах; второе - изменения в федеральном законе и сопутствующие ему нормативные акты, которые позволили бы регулировать мелкие ДТП (без нанесения вреда жизни и здоровью) без участия ГИБДД.

Страховщики, в свою очередь, от помощи органам не открещиваются. Они готовы помогать словом и делом, однако пока этому мешают пробелы в законодательстве. Оказалось, что в первоначальной редакции закон предполагал, что если сумма ущерба не превышает 10 тысяч рублей, то участие ГИБДД в разрешении дорожного конфликта не требуется. Но в окончательный вариант закона эта норма не вошла.

Еще одна проблема, которая, по мнению экспертов, нанесет не один удар по позитивному имиджу автогражданки, - выплаты по нанесению ущерба жизни и здоровью. Как известно, с 1 июля страховые компании начали выплачивать из резервного фонда Российского союза страховщиков деньги пострадавшим в ДТП, виновники которых не установлены. По словам представителей страховых компаний, из-за недоработок в законе возникает много спорных ситуаций, решать которые приходится через суд.

Что касается введения льготных полисов, полисов выходного дня и стоимости страхования ОСАГО, то страховщики в один голос заявили, что в решении этих вопросов власть имущим необходимо руководствоваться не популистскими соображениями, а холодным экономическим расчетом: за льготников кто-то должен платить. Как известно, в бюджете денег всегда не хватает, а при фиксированном базовом тарифе переложить доплату на плечи других страхователей невозможно, да и несправедливо.

Компенсировать льготные полисы за счет других видов страхования страховщики тоже не будут, тем более что убыточность автогражданки растет не по дням, а по часам. По словам г-на Кормишкина, если в 2003 году в Росгосстрахе один страховой случай приходился на 92 застрахованных, то в 2004 году - уже на 30 застрахованных. Об аналогичной динамике говорил и генеральный директор СК "ЮжуралАско" Аркадий Любавин. За год компания выплатила по страховым случаям более 80 млн рублей: в среднем в месяц совершалось по 400 выплат на сумму 6, 7 млн рублей. В июле компания выплатила 13, 7 млн по 700 страховым случаям.В части пересмотра базовых тарифов страховщики сходятся во мнении, что делать какие-либо выводы рано. Полная картина появится только к 2005 году, когда по выплатам по жизни и здоровью появится реальная статистика.

Как сказал представитель Росгосстраха, правильней было бы не уменьшать тарифы, а увеличить лимиты выплат, как это сделали в Прибалтике.

Кстати, как отметили страховщики, с южно-уральскими законодателями в вопросах автогражданки общего языка найти не удалось. Как сетовал на пресс-конференции г-н Любавин, несмотря на активное участие страховых компаний в обсуждении законодательных инициатив, ЗС Челябинской области отправило в Госдуму предложения, которые в среднесрочной перспективе могут выйти боком рядовым автовладельцам.

"Наши законодатели предложили, чтобы страховые компании выплачивали ущерб, нанесенный имуществу владельца транспортного средства в случаях, когда виновник скрылся с места ДТП. Вы же понимаете, что получится: к нам начнут обращаться те, кто сам нанес ущерб своей машине. Доказать, что страхователь поцарапал машину о забор крайне сложно. Начнется резкое увеличение выплат, этот вид страхования станет убьгточным, и государство будет вынуждено поднимать тариф, чтобы компании не обанкротились. В итоге заплатит тоже население, за интересы которого так радеют депутаты" , - пояснил точку зрения страховщиков г-н Любавин.

Еще один момент, который волнует представителей страховых компаний и ГИБДД, это автогражданское мошенничество. Не секрет, что некоторые изобретательные южноуральцы не преминули воспользоваться законом, чтобы пополнить свой бюджет. По словам страховщиков, одна группа мошенников, работавшая в Магнитогорске, уже задержана. В разработке органов милиции находится еще одна мошенническая группа, которая проявила себя на территории нескольких областей.

Вдаваться в подробности мошеннических схем страховщики не стали, чтобы не провоцировать изобретательность граждан.

Они лишь отметили, что бороться с мошенниками пока приходится собственными силами: эту функцию выполняют службы безопасности компаний. Списки "подозрительных" страхователей есть в каждой уважающей себя компании. Однако в скором времени будет создана единая база по мошенникам - информационная программа "Спектр". Ее подготовкой занимается Российский союз автостраховщиков.

Впрочем, самое интересное заключается в том, что представители страховых компаний намерены вывести на чистую воду недобросовестных автовладельцев. Напомним, что с 1 июля началось перезаключение договоров ОСАГО.

По закону, страховая компания имеет право применять повышающий и понижающий коэффициенты к стоимости страховки. Если автовладелец "отъездил" год без ДТП, то ему предоставляется скидка в размере 5%. Если же водитель стал виновником ДТП, то новый полис обходится ему дороже: одно происшествие прибавляет к стоимости страховки еще 50%.

Еще до начала процесса перезаключения договоров страховщики прогнозировали, что многие автовладельцы, виновники ДТП, будут менять страховую компанию, чтобы сэкономить на полисе. Сейчас, по словам представителей страховых компаний, готовится специальная программа, в которую будут занесены данные о страхователях, виновных в дорожных происшествиях. Страховщики обещают, что, когда программа заработает, такие водители могут остаться в незавидном положении. "Когда наступит страховой случай, мы обратимся к базе данных и узнаем, что в прошлом водитель был виновником ДТП, но скрыл это при получении нового полиса в другой компании. Страховая компания вправе применить к нему регрессивную шкалу, либо он будет выплачивать ущерб из своего кармана" , - заявил г-н Кормишкин.