Учимся наезжать
Куда пожаловаться автолюбителю
ОСАГО неумолимо продвигается вперед, подпрыгивая на ухабах. Преодолевать их приходится и гражданам-автолюбителям. Один из таких ухабов - получение от страховщика выплат при наступлении страхового случая. Возможно, процесс урегулирования выплат пойдет проще -страхователи теперь могут привлекать для разрешения споров не только суды, но и Российский союз автостраховщиков. Радостью делится председатель Правления Общества по защите прав потребителей в сфере страхования г. Омска ИГОРЬ ПУШКАРЬ
Правила защиты
Уже год в нашей стране действует Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Отношение к нему в обществе, как и ко всякому новшеству, неоднозначное. Кто-то, по большей части это страховщики, считает, что такой закон нужен: он позволяет автовладельцам избавиться от массы проблем. Страхователи настроены менее оптимистично, а некоторые и вовсе против, поскольку не видят в нем ничего полезного для себя и рассматривают его как дополнительный оброк. Практика Общества по защите прав потребителей в сфере страхования подтверждает, что не всегда осуществление Закона на практике протекает гладко. Чаще всего клиенты компаний недовольны задержками выплат, размерами страховых возмещений, немотивированными отказами в выплате и т. д.
До последнего времени самым эффективным способом разрешения большинства споров было судебное заседание. Никакие иные варианты воздействия на страховщиков не давали такого результата. Даже Департамент страхового надзора (сейчас этот орган называется Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью), куда писали жалобы недовольные граждане, и тот вместо действенной помощи рекомендовал обращаться в суд. Но судебные разбирательства нередко затягивались на долгие месяцы, да и для того, чтобы надеяться на успех, необходимо было иметь либо средства на адвокатов, либо юридическую подготовку.
И вот у автовладельцев появился еще один инструмент по защите их интересов, не такой долгий и обременительный, как судебное рассмотрение. Называется он "Правила защиты прав страхователей и потерпевших, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и рассмотрения жалоб страхователей и потерпевших на действия членов Российского союза автостраховщиков".
Согласно этому документу любое лицо (страхователь или потерпевший), полагающее, что нарушены его права, связанные с реализацией Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" , может обратиться с письменной жалобой в РСА.
Как пожаловаться
Процедура обращения проста. Сама жалоба должна подаваться только в письменном виде. Никакие телефонные звонки, обращения по электронной почте или устные заявления не будут регистрироваться. Не будут приниматься и анонимные обращения и жалобы, не связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности. В письме необходимо как можно тщательнее изложить суть обращения, а также просьбу предпринять действия по восстановлению нарушенного права. Помните: чем подробнее будет описана ваша ситуация, тем больше шансов на благоприятный результат. К письму необходимо приложить копии документов, позволяющих понять существо и характер предполагаемого нарушения.
Не надейтесь получить помощь, если направите жалобу подобного содержания: "Страховая компания "Выплачиваем всем" задерживает выплату. Прошу наказать виновных". Ведь для того чтобы установить факт нарушения сроков выплаты, профессиональному объединению необходимо знать, какие справки и постановления предоставил потерпевший страховой компании и когда, закончено ли расследование и т. д. Все эти обстоятельства должны подтверждаться документами. Аргументы типа "честное благородное слово" приниматься не будут.Полученная жалоба, отвечающая требованиям Правил, в этот же день должна быть зарегистрирована в соответствующем журнале РСА и в течение двадцати дней рассмотрена. По "Правилам защиты прав страхователей и потерпевших" исполнительный аппарат обязан внимательно разобраться по существу затронутых в жалобе вопросов.
Если для принятия решения по жалобе требуются дополнительные документы или объяснения, рассмотрение жалобы продлевается на срок получения новых материалов, о чем сообщается заявителю в срок не более пяти рабочих дней. В случае выявления нарушений исполнительный аппарат Союза готовит предложения о мерах по их устранению и по восстановлению нарушенных прав заявителя. При этом в страховую компанию, чьи действия обжалуются, направляются соответствующие рекомендации и указания. О результатах рассмотрения и принятом решении заявителю письменно сообщается в течение двадцати рабочих дней. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня ее поступления в РСА.
Практика Общества по защите прав потребителей в сфере страхования показывает, что не все жалобы граждан являются обоснованными. По нашей статистике таковыми может считаться пятая часть всех обращений. Наверняка и при рассмотрении жалоб, направленных в Российский союз автостраховщиков, не всегда будут выявляться нарушения. В этом случае по результатам проверки заявителю будет направлен мотивированный отказ в удовлетворении необоснованной претензии.
Дело будет считаться завершенным, если рассмотрены все поставленные в жалобе вопросы, приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителю. На мой взгляд, обращение в профессиональное объединение должно быть действенной мерой по отношению к недобросовестным страховщикам, так как согласно "Правилам защиты прав страхователей и потерпевших" обоснованная жалоба может послужить основанием для проведения внеочередной проверки деятельности страховой компании. А проверок, тем более внеочередных, не любит никто.
И не забудьте, что жалобу лучше отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Тогда вы будете точно знать, когда она получена, и сможете сами проконтролировать сроки ее рассмотрения.
***
Свои обращения автовладельцы могут приносить или посылать по почте по следующим адресам:
Российский союз автостраховщиков: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, 27, строение 3, 4-й этаж.
Представительства Российского союза автостраховщиков:
- в Сибирском Федеральном округе: 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5, офис 416;
- в Поволжском Федеральном округе: 603093, г. Нижний Новгород, ул. Родионова, 23, офис 226;
- в Дальневосточном Федеральном округе: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 18, офис 310;
- в Уральском Федеральном округе: 620151, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 35, офис 315.
***
ОБРАЗЕЦ
В Российский союз автостраховщиков 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3 от потерпевшего Онегина Евгения Владимировича, 644070, г. Омск, ул. 10 лет Октября, 107, кв. 257
ЖАЛОБА
на действия члена Российского союза автостраховщиков
31 января 2004 года на перекрестке ул. 10 лет Октября и ул. Жукова г. Омска произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля ВАЗ 2106, 1995 г. в. , госномер А ООО АА, управляемым мной, Онегиным Е. В. , и автомобиля ВАЗ 21093, 1996 г. в. , госномер В 000 ВВ 55, которым управлял Ленский В. И. В результате ДТП автомобилю ВАЗ 2106, принадлежащему мне на праве собственности, были причинены серьезные технические повреждения.
Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Ленского В. И. , что подтверждается материалами дела: копией протокола об административном правонарушении N 55 АА 000000 от 31 января 2004 года, копией постановления по делу об административном правонарушении N 55 ВВ 000000 от 12 февраля 2004 года. Гражданская ответственность Ленского В. И. застрахована в страховой компании ОАО "Выплачиваем всем" (полис ААА N 0000000000 от 20 января 2004 года).
2 февраля 2004 года, руководствуясь п. п. 42, 43 Постановления Правительства РФ N 263 "Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" , я уведомил страховщика о наступлении страхового случая, а 25 февраля 2004 года, согласно п. 44 "Правил" , передал в ОАО "Выплачиваем всем" все необходимые документы. Факт получения документов подтверждается отметкой представителя страховщика на моем заявлении. Согласно п. 2 ст. 13 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик в течение 15 дней после получения всех документов обязан произвести потерпевшему выплату или дать мотивированный отказ. Однако свои обязанности компания не исполнила до сегодняшнего дня. Полагаю, что при осуществлении обязательного страхования ОАО "Выплачиваем всем" - член Российского союза автостраховщиков - нарушает мои права и законные интересы.
Руководствуясь п. п. 2. 1, 3. 1, 3. 2, 3. 3, 3. 5, 3. 9 "Правил защиты прав страхователей и потерпевших, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и рассмотрения жалоб страхователей и потерпевших на действия членов Российского союза автостраховщиков" , утвержденных Президиумом РСА,
ПРОШУ:
1. Разобраться в существе затронутых в жалобе вопросов и направить страховщику рекомендации и указания о мерах по восстановлению моих нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
2. Провести Контрольной службой Российского союза автостраховщиков внеочередную проверку деятельности ОАО "Выплачиваем всем" по осуществлению обязательного страхования.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Копия заявления о страховой выплате с отметкой страховщика о получении документов.
2. Копия извещения о дорожно-транспортном происшествии.
3. Копия справки ГИБДД.
4. Копия протокола по делу об административном правонарушении.
5. Копия постановления по делу об административном правонарушении.
6. Копия отчета оценщика.
7. Копия Свидетельства о регистрации транспортного средства.
9 июня 2004 года
Онегин Е. В.
***
Российский союз автостраховщиков (РСА) - общероссийское профессиональное объединение компаний, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). РСА разрабатывает и устанавливает обязательные для членов объединения правила профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение. Страховщик, не входящий в эту организацию, не имеет права заниматься страхованием гражданской ответственности.