"Автогражданка" становится опасной
На прошлой неделе депутаты рассмотрели и отклонили два законопроекта. Первый предлагал повысить базовый тариф ОСАГО на 20%, второй - уменьшить его вдвое. В то время как страховой рынок нуждается в срочной корректировке территориальных коэффициентов: в ряде регионов они оказались заниженными, что уже сегодня поставило ряд страховщиков на грань убыточности.
Стоимость страховки по "автогражданке" складывается из базового тарифа, умноженного на территориальный коэффициент. Например, в Москве, где аварийность высокая, а ремонт автомобиля стоит дорого, он равен 2. Для небольшого города коэффициент может равняться, например, 0, 5. В населенных пунктах с достаточно интенсивным движением, где коэффициент оказался на уровне 1, 2 - 1, 3, страховщик может легко оказаться в минусе. Что в конце концов приводит к задержкам страховых выплат клиентам, а потом и к отказу от них.
По данным Центра экономического анализа "ИНТЕРФАКСА", на начало декабря прошлого года из одиннадцати убыточных по ОСАГО компаний две имеют московскую прописку. Остальные находятся в Вологде, Самаре, Тюмени, Ханты-Мансийске, Казани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Перми. На долю "аутсайдеров" приходится около 300 тыс. договоров по ОСАГО. Впрочем, никакой катастрофы с "автогражданкой" пока не происходит. Как считает главный эксперт
"Интерфакса-ЦЭА" Анжела Долгополова, самые серьезные проблемы ожидают компании с предельно высоким уровнем страховых выплат и высокой долей ОСАГО в страховом портфеле (то есть компания занимается в основном "автогражданкой"). Таких страховщиков пока только три, на них приходится около 65 тыс. договоров.
Пока в фондах Российского союза страховщиков (РСА), который на сегодня составляет порядка 3 млрд. рублей, достаточно средств, чтобы в соответствии с законом возмещать убытки тем, кому "не повезло" со страховщиком и кто при этом попал в ДТП. Напомним, что с весны РСА приходится расплачиваться с клиентами 5 компаний, у которых Росстрахнадзор отозвал лицензию. Их клиентам уже выплатили возмещения на сумму около 400 млн. рублей. Но, по мнению аналитиков, если обанкротится достаточно крупная компании, РСА вряд ли сможет "закрыть брешь". А этого исключить нельзя, так как некоторые крупные компании, сделавшие ставку на ОСАГО, допускают очень высокую долю "автогражданки" в своем страховом портфеле - до 70%.