Перейти к основному содержанию

Главная      ДЕНЬГИ ДЛЯ "ТЕРПИЛЫ"

ДЕНЬГИ ДЛЯ "ТЕРПИЛЫ"

Если на вас наехал "дикий" автовладелец

1 июля исполнился ровно год, как начал действовать федеральный закон, предписывающий всем автовладельцам обзавестись полисом обязательного страхования своей гражданской ответственности.

ОТМЕЧАТЬ юбилеи федеральных законов у нас как-то не принято. Тем более не приходит в голову праздновать годовщину весьма неоднозначно встреченного в обществе закона об ОСАГО. Примечательна, однако, эта дата вовсе не младенческим возрастом новых для нас законодательных правил, а тем обстоятельством, что именно с 1 июля закон должен начать работать уже в полную свою силу, без каких-либо изъятий. До оной даты глава 3 закона, предусматривающая компенсационные выплаты в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших, не действовала. Между тем содержащиеся в этой главе правила призваны помочь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях людям в некоторых, скажем так, особых случаях.

В соответствии со вступившими в силу с 1 июля нормами закона потерпевшим в ДТП гражданам производятся компенсационные выплаты в счет возмещения вреда жизни или здоровью. Выплаты такие могут иметь место в тех случаях, когда страховые выплаты по обязательному страхованию неосуществимы по причине:

* применения к страховой компании, застраховавшей ответственность виновника ДТП, процедуры банкротства;

* неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;

* отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности причинившего вред лица из-за неисполнения им установленной законом обязанности по страхованию, если при этом требования потерпевшего о возмещении причиненного вреда не было удовлетворено, несмотря на осуществление потерпевшим предусмотренных законодательством действий по взысканию причитающегося ему возмещения.

К счастью, говорить о банкротствах страховых компаний, участвующих в ОСАГО, пока не приходится.

Правда, тенденция такова, что количество собираемых страховщиками денег стабилизировалось, а вот по выплатам происходит постоянный прирост. Исходя из теории, ожидается, что пик выплат придется на март-апрель 2005 года, после чего уже можно будет говорить о прибыльности или убыточности обязательного автострахования.

ОБЪЯВЛЕНИЯ по радио и в газетах с просьбой откликнуться очевидцев того или иного дорожно-транспортного происшествия, связанного, как правило, с наездом на пешеходов, при которых пешеход остается лежать на дороге, а виновник успешно с места происшествия скрывается - отнюдь не редкость. К сожалению, не всегда такого виновника удается установить. До последнего времени на возмещение вреда потерпевшему в этом случае рассчитывать не приходилось. Теперь это положение должно исправиться. Даже в таких особых и крайне неприятных случаях потерпевший вправе будет получить компенсацию за вред жизни и здоровью, полученные им при таком ДТП. Причем это не будет подачкой или выпрошенной правдами-неправдами разовой материальной помощью. Правила выплаты здесь такие же, что и при получении страховки. Получается, что в этом случае следует исходить из того, что ответственность у скрывшегося с места происшествия злодея как будто была застрахована.

Один из принципов обязательного автострахования - это всеобщность. В идеальном варианте ни один автомобиль, являющийся, как известно, источником повышенной опасности, не должен двинуться с места, если у того, кто находится за рулем, не застрахована ответственность перед окружающими (потенциальными потерпевшими от этого самого источника повышенной опасности). Как в целом россияне относятся к принципам всеобщности всем нам хорошо известно. Достижение 100% охвата страхованием владельцев транспортных средств - голубая, но увы, несбыточная мечта законодателя.

Между тем эти 20% отнюдь не законопослушных граждан (интересно было бы узнать, сколько среди них работников правоохранительных органов и иных "неприкасаемых") регулярно усаживаются за руль автомашин, разъезжают по дорогам и улицам и тоже, как и простые смертные, попадают в ДТП. Можно биться об заклад, что даже яростный противник ОСАГО, оказавшись в роли потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии, не станет хвалить своего обидчика за то, что у того нет страхового полиса "автогражданки" и страховая компания, таким образом, не имеет ни малейшего отношения к возмещению причиненного потерпевшему ущерба. Скорее наоборот.

Однако, чтобы не оставить совсем без защиты таких потерпевших, без вины виноватых в том, что виновник не исполнил возложенной на него законом обязанности застраховать свою ответственность, предусмотрены компенсационные выплаты пострадавшим в ДТП. Можно рассчитывать на получение таких выплат и в том случае, если владелец автомашины, даже застраховавший свою ответственность, тем не менее в силу закона не обязан нести ответственность по ДТП. Например, у вполне законопослушного автовладельца машину угнали и совершили на ней дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали люди. Очевидно, что хозяин машины тут никому ничего не должен. В этом случае потерпевший также не должен оставаться без защиты.

Компенсационные выплаты это не выплаты по договору страхования. При осуществлении компенсационных выплат возмещается вред, причиненный только жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Возмещение ущерба за пострадавшее имущество, увы, закон не предусматривает. В соответствии с законом при причинении вреда жизни или здоровью возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь на день причинения ему вреда, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья. Это, например, затраты на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Размеры компенсационных выплат зависят от наличия и величины заработка (дохода) потерпевшего, дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья в результате ДТП и т.д. В каждом отдельном случае на основании персональных данных рассчитывается размер суммы, подлежащей возмещению.

Сумма, в пределах которой осуществляются компенсационные выплаты потерпевшим по одному ДТП, составляет:

- 240 тыс. рублей при причинении вреда жизни и здоровью нескольких потерпевших;

- не более 160 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего.

И кто же этот добрый дядя, обязанный в силу закона расплачиваться с потерпевшими в ДТП вместо злодеев? В соответствии с законом - это профессиональное объединение страховщиков. За суконной фразой скрывается реально существующая и действующая организация - Российский Союз автостраховщиков (РСА).

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИОННУЮ ВЫПЛАТУ?

Если Вам выпало несчастье стать потерпевшим в ДТП и невозможно получить страховку, нужно подать заявление в РСА или страховую организацию, являющуюся действительным членом РСА, с приложением всех необходимых документов. Перечень этих документов пока определяется Правилами, действующими для получения страхового возмещения по ОСА-ГО. Страховая компания обязана принять заявление и направить его в РСА, которое и должно будет такую выплату произвести. Планируется, что за выплатами в Москву ехать не придется. Потерпевшие должны будут получать деньги или по почте, или через отделения Сбербанка.

Надо честно признать, что получение компенсационной выплаты будет связано с массой бюрократических проволочек. Решение о выплатах будет приниматься только после проведения соответствующей экспертизы представленных документов. Надо учитывать и то, что если виновник ДТП известен, но не имел страховки, компенсационную выплату можно получить только тогда, когда несмотря на принятые в соответствии с законом меры к виновнику ваши требования оказались не удовлетворены. Видимо, это следует понимать так, что прежде чем обращаться в РСА, надо сначала попытаться получить возмещение от непосредственного виновника, в том числе и через суд. Если же это окончится неудачей, только тогда можно рассчитывать на получение компенсационных выплат от почтенной организации. Учитывая, что срок, в течение которого можно обращаться за компенсационной выплатой, установлен в 2 года, можно ведь и не успеть пройти все установленные законом судебные и исполнительские процедуры, дабы убедиться, что с виновника "взятки гладки".

ОТКУДА ВОЗЬМУТСЯ ДЕНЬГИ?

Относительно финансовой обеспеченности компенсационных выплат беспокоиться пока не о чем. Деньги есть. Берутся они от страховщиков, осуществляющих ОСАГО и обязанных отчислять от собранных ими денег определенную часть в "общий котел" РСА. По состоянию на май 2004 года в этом загашнике собралось уже около 1 миллиарда рублей. Поскольку компенсационные выплаты пока что никому еще не производились, деньги эти не тронуты и дожидаются своих горемык-хозяев.

***

ЦИФРЫ

Общая сумма собранной страховой премии по заключенным договорам ОСАГО составляет около 39 миллиардов рублей. При этом общая сумма выплат составляет пока лишь около десятой части - примерно 3,8 миллиарда руб.

***

ЦИФРА

В настоящее время в целом по стране заключено около 20 миллионов договоров обязательного автострахования, что составляет около 80% к общему количеству транспортных средств, ежегодно проходящих технический осмотр.

***

НАША СПРАВКА

Членами РСА являются 176 страховых организаций, из которых 160 обладают лицензиями на ОСАГО.

***

УТОЧНЕНИЕ

Поскольку закон вступил в силу с 1 июли, то и за выплатами можно обращаться лишь по тем ДТП, которые произошли после 1 июля 2004 года. Все что было раньше, к этой процедуре не относится.