Перейти к основному содержанию

Главная      Выгодные убытки

Выгодные убытки

Страхование по ОСАГО растет и будет расти

Как вчера уже сообщала "Газета", Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил предварительные итоги деятельности российских автостраховщиков за 2005 год. Напомним, что в 2005 году было продано 28,7 млн. полисов ОСАГО на общую сумму более 54,064 млрд. рублей. За этот период автостраховщики выплатили своим клиентам в общей сложности 26,4 млрд. рублей по 1,1 млн. страховых случаев. Количество проданных полисов ОСАГО увеличилось с 26,2 млн. в 2004 году до 28,7 млн. в 2005 году, а показатель средней выплаты по одному страховому случаю вырос за 2005 год на 12% и составил 23,014 тыс. рублей.

Согласно приведенным данным, количество неурегулированных случаев по сравнению с 2004 годом на порядок сократилось, а лидеры по обязательной "автогражданке" остались прежние - это компании "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия", "Ингосстрах", "Спасские ворота" и РОСНО. Однако прошлогоднюю десятку лидеров покинула компания "АльфаСтрахование", которая с 10-го места по итогам 2004 года переместилась на 13-е по итогам 2005 года.

На сегодняшний день степень концентрации рынка ОСАГО высокая, о чем свидетельствует то, что на долю 10 страховщиков в минувшем году пришлось почти 64% собранных по обязательной "автогражданке" премии. По словам начальника управления методологии страхования РСА Владимира Козлова, количество застрахованных по ОСАГО достаточно большое - более 90% реально эксплуатируемых автомобилей. Уровень законопослушности российских граждан продолжает оставаться чрезвычайно высоким. Перед введением ОСАГО по заказу "Росгосстраха" компания McKensey провела исследование. Предполагалось, что полис ОСАГО купит лишь каждый второй автовладелец. Реалии оказались иными.

Число заключенных договоров будет расти и дальше -за счет нового автопарка. "Следовательно, запас роста еще большой, так как, по оценкам экспертов, насыщение автопарка России произойдет на отметке 55 - 60 миллионов автомобилей. Сегодня в стране зарегистрировано 35,8 миллиона автомобилей, а реально эксплуатируется 27 - 28 миллионов", - рассказывает Козлов.

Между тем ожидаемый пик убыточности ОСАГО уже на подходе. Так, уровень выплат по ОСАГО (отношение выплат к премиям) по итогам 2005 года увеличился в 1,3 раза и составил 48,8%, тогда как годом ранее этот показатель был равен 37,5%. Однако, несмотря на это, страховщики считают обязательную "автогражданку" выгодным видом страхования. "Убыточность растет очень быстро, но мы еще не пришли к той черте, когда реально каждый проданный полис оборачивается убытком", - отметил заместитель генерального директора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. Он также выразил надежду на то, что до конца текущего года все же будут приняты какие-то решения по коррекции тарифов. "Если их не откорректировать, то 2007 - 2008 годы будут годами массового сворачивания операций по ОСАГО в стране", - считает Иванов.

Напомним, что при введении ОСАГО многие страховщики делали ставку на кросс-продажи, тем не менее их надежды не оправдались. Связывают это с тем, что большинство автовладельцев озлоблены и считают этот закон очередным налогом. Безусловно, многие из них впервые познакомились со страхованием, но каких-либо выгод для себя в застрахованности не видят. "На мой взгляд, этот закон принес рынку скорее больше вреда, чем пользы. Страховые компании в РФ и раньше не обладали устойчивым позитивным имиджем, а сейчас, особенно в свете того, что далеко не все страховщики качественно и своевременно обслуживают клиентов, можно говорить об исчерпанном кредите доверия со стороны страхователей", -подчеркивает генеральный директор страховой компании "Межрегионгарант" Евгений Потапов.

На сегодняшний день на рынке ОСАГО работает 165 компаний-страховщиков. В прошлом году было отозвано 10 лицензий. Основываясь на данной тенденции и мировой практике, скорее всего, в ближайшие годы часть страховщиков с рынка уйдет (добровольно откажутся от осуществления ОСАГО или покинут данный рынок в связи с отзывом лицензии по причине несоответствия нормативам платежеспособности). Особенно это касается компаний, которые работают только в неком одном сегменте: в высокоубыточном регионе, как, скажем, Сибирь, или с высокоубыточными клиентами, например таксистами. Вместе с тем в РСА продолжают поступать заявки от отдельных страховых компаний о вступлении в союз. "Так что количество страховых компаний может и увеличиться", - предполагает Козлов.

[Графические материалы:

Лидеры ОСАГО по соотношению "премии - выплаты"

Материалы доступны в бумажной версии издания.]