Перейти к основному содержанию

Главная      Не ищите крайнего: это вы!

Не ищите крайнего: это вы!

И СНОВА ПРО...

Ко мне, как к автору статей "Бойся шланга без сертификата" и "Плоды "самостийности, опубликованных в "СТ" 24 июня и 6 августа, обратилась читательница газеты и спросила, откуда была получена информация по поводу изложенных в них советов и рекомендаций. Я предоставила ей возможность познакомиться с официальными ответами специалистов ДЕЗ ВЖР. Прочитав их, женщина сказала: "Возможно, в Восточном жилом районе и действуют согласно тому, к чему призывают, но я живу в Центральном, и моя история - абсолютная тому противоположность".

Признаться, мы тоже приняли за чистую монету беспокойство работников жилищно-коммунальной сферы за наш карман, который может пострадать, если жильцы не последуют их рекомендациям и продолжат обращаться к сантехнику дяде Васе, когда им понадобится заменить сантехническое оборудование при его износе или ремонте квартир. Покупайте только сертифицированное, устанавливайте только силами наших специалистов и спите спокойно, потому что мы отвечаем за качество своей работы. Именно такое резюме можно было сделать на основе официальных ответов. Увы, гладко было на бумаге.

Я предложила Оксане Ильиной изложить все ее хождения по коммунальным мукам, дабы сургутяне знали, а работники ЖКХ, прежде чем давать советы, просчитали, способны ли они заменить хорошо знакомого кому-то сантехника дядю Васю, для которого дело чести выполнить свою работу так, чтобы заказчик не поминал его лихом и по цепочке только добрую молву передавал.

В теории все выглядит очень пристойно и достойно, но, когда дело касается практики, коммунальщики начинают прятаться за сакраментальную фразу "Ответственность за качество выполненных работ, а также устранение аварийных ситуаций на вновь установленном оборудовании имярек берет на себя". Прежде чем наша читательница подписала акт с этой традиционной формулировкой, ей пришлось изрядно побегать. Об этом она и пишет в письме на имя директора департамента ЖКХ В.К. Афонина, которое мы сегодня публикуем в "СТ", ибо изложенные в нем проблемы касаются КАЖДОГО. Надеемся, что Виктор Константинович не посчитает за труд ответить через газету автору письма.

"Уважаемый Виктор Константинович, прошу вас прокомментировать мою ситуацию с точки зрения начальника департамента.

Я решила заняться ремонтом и провести в том числе сантехнические работы - замену полотенце суши теля, трубопроводов ГХВС. О том, что данный вид работ должен производиться на основании согласования ДЕЗа, я узнала из статьи в газете "Сургутская трибуна". Решила поступить правильно, как написано в статье, и вот что из этого получилось.

Вначале я обратилась в ЖЭУ-3 по месту жительства, то есть в ЗАО "Ником", к начальнику. Никакой подробной информации, как производится процедура получения согласования в ДЕЗе, нигде не содержится, и никаких справок ЖЭУ не дает. Почему ДЕЗы и ЖЭУ, согласно статье заинтересованные в "правильности", а не в "самостийности" замены сантехники, не предоставляют четкой и подробной информации, как и что делать, с чего начинать любому квартиросъемщику? Через диспетчера по телефону я нашла мастера сантехнических работ, который дал мне довольно туманную информацию, как необходимо получить согласование, прежде чем они возьмутся за осуществление сантехнических работ в моей квартире. Далее я написала заявление на имя директора Центрального ДЕЗа Р.А. Ульбекова (входящий N 3061 от 20.07.04 г.), и 26 июля ко мне пришла представительница, которая осмотрела "фронт работ", выслушала мои пожелания и попросила перезвонить для того, чтобы узнать, когда мне можно получить согласование. 28 июля оно было готово, но, прежде чем дать его прочесть, мне предложили оплатить за него в кассу 460 руб. 20 коп. Только после этого я ознакомилась с его содержанием.

Во-первых, сумма платежа за лист текста и две схемы формата А-4 -это обычный шаблон для всех квартиросъемщиков. Понятно, почему ДЕЗы так ратуют за согласование: им же надо зарабатывать деньги. Но фразы "ответственность... берет на себя" я, честно говоря, не ожидала. За свои же деньги, за законопослушание я еще вынуждена и брать на себя ответственность? Абсурд!

Насколько мне известно, люди, которые самостоятельно произвели у себя такого рода перепланировку, а лучше сказать - замену, воспользовавшись услугами частников, и вдруг затопили соседей, несут ответственность либо добровольно, либо в судебном порядке. Ни ЖЭУ, ни тем более ДЕЗы не возмещают ущерб потерпевшим, они, как правило, занимают позицию стороннего наблюдателя: пусть, мол, жильцы сами разбираются. Единственное, что предлагается квартиросъемщикам, а порой и навязывается, - это страхование в качестве панацеи от бед.

Во-вторых, в заключении комиссии из двух человек сказано о том, что выполнение замены отсекающей арматуры, трубопроводов ГХВС и полотенцесушителя в соответствии с прилагаемыми схемами, а также техпаспортами заводов-изготовителей должна выполнять организация, ИМЕЮЩАЯ ЛИЦЕНЗИЮ на данный вид работ. Судя по статье в "СТ", ДЕЗы настаивают на оказании такого рода услуг обслуживающими жилфонд организациями, то есть ЖЭУ. На мой вопрос, есть ли у сантехников нашего ЖЭУ-3 такая лицензия, инженер ПТО ДЕЗ ЦЖР утвердительно кивнула. Но при этом сообщила, что согласно своему конституционному праву я вольна пригласить любую лицензированную организацию. Никаких сведений о том, где искать фирму, отвечающую данным требованиям, мне не дали. И опять я отправилась в ЖЭУ-3, надеясь, что работы произведут их сантехники, и получила отказ начальника, которая мотивировала его отсутствием лицензии, времени и возможностей. Мне указали, что это моя проблема, ищите, дескать, фирму с лицензией самостоятельно.

Позвонив по нескольким телефонам, опубликованным в газетах, я поняла, что организаций, соответствующих названным требованиям, нет. От всех этих ООО и ИЧП, даже имеющих лицензию, гарантии ждать бессмысленно, потому что сегодня они есть, завтра исчезли. А потому и отвечать за случившееся у вас ЧП некому. Кроме того, согласно требованиям законодательства я должна ознакомиться с лицензией, на какой срок и какой вид работ она выдана, заключить договор, познакомиться со сметой на объем работ, оплатить услуги через кассовый аппарат и получить чек. Только при наличии всех названных условий я буду защищена перед законом. Вопрос о наличии сертификатов, паспортов заводов-изготовителей поднимать вообще излишне (тут автор письма права, и в этом мы убедимся ниже. - С.К.).

Как вы думаете, есть ли в Сургуте такие законопослушные фирмы? Информации о них я не нашла. А потому обратилась к мастеру сантехников ЖЭУ-3 с просьбой посоветовать хоть кого-то. Пришли из одной фирмы, у которой якобы есть лицензия (мне ее не показывали), произвели указанные работы, за что я заплатила очень приличную сумму. Естественно, все было сделано под "честное слово", то есть ни договора, ни чека, ни гарантии. Согласование, за которым я побегала и за которое заплатила, им вообще было не нужно. По завершении работ составили акт, в котором опять со всех сторон -моя ответственность. Ни слова о фирме-исполнителе, ни о гарантиях приемщика, то есть ЖЭУ-3. Правильно ли составлен акт на выполненные работы, я так и не знаю. Даже если бы я не подписала его, для меня ничего бы не изменилось. Все в акте приемки ЖЭУ "повесило" на меня. То есть как потребитель я совершенно бесправна.

В том согласовании не прописано, что работы должна выполнять ТОЛЬКО обслуживающая организация, как об этом сказано в статьях. В результате получилось, что я зря потратила время и деньги на получение этого согласования. С уважением, О. Ильина. 10.08.04г."

Мы намеренно даем письмо нашей читательницы без купюр. В нем тьма вопросов и ноль ответов. Сформулируем главные из них. В обеих статьях в "СТ" содержался недвусмысленный и настоятельный совет жителям пользоваться только услугами специалистов, иными словами - работников обслуживающих жилфонд организаций. Получается, что сантехнические службы никакие работы кроме замены прокладок, устранения всякого характера течей, промывки канализации и другие подобного рода действия выполнять не могут, ибо у них нет лицензий на те виды деятельности, в которых мы, жильцы, нуждаемся. Я с автором письма просмотрела весь перечень услуг, для выполнения которых обязательно наличие лицензии. Чуть ли не под лупой искали - не нашли. Так ответьте нам, господа коммунальщики, какой же все-таки вид деятельности должен упоминаться в этой лицензии, как он официально называется?

Лично меня в письме очень заинтересовала мотивировка отказа начальника ЖЭУ-3: "отсутствие времени и возможностей". Какого же рожна вы, коммунальщики, призываете нас вызывать вас в случае чего, если у работников организации нет "времени и возможностей" заниматься тем, что входит в их обязанности? Ну а если не входит, имейте смелость заявить: мы, дескать, ничего не умеем, ни за что не отвечаем, вы сами с сантехникой "колбасите" и сами же отвечайте, ежели что.

Акт о приемке работ, составленный и подписанный двумя специалистами ДЕЗ ЦЖР, - замечательный образчик того, как от нас отделаться без потерь для себя. Ничего не сделав, взяв за это определенную мзду (460 руб. 20 коп.), приняв кем-то выполненные работы и поставив жильца перед фактом, что за все про все ОТВЕЧАЕТ ОН: "Ответственность за качество выполненных работ (?), а также за устранение аварийных ситуаций на вновь установленных шаровых кранах, трубопроводах ГХВС и полотенцесушителе О.В. Ильина берет на себя". Да еще заставить квартиросъемщика расписаться под этим. Даже если вы не поставите свою подпись, в любом случае коммунальщики отвечать не будут. Потому следующий закономерный вопрос: зачем нам обращаться к специалистам ЖЭУ, то есть нашей обслуге, если при неблагоприятном исходе отвечать все равно нам? Акт об аварии и ее причинах они по-любому составят и напишут в нем, что виновник - ты, я, он, она...

Познакомившись с ситуацией, рассказанной и описанной нашей читательницей, я, естественно, всполошилась. Чуть больше месяца осталось до того, как начнется отопительный сезон, неделя - до подачи горячей воды. Кто гарантирует, что будут соблюдены все технологические параметры и давление не зашкалит ту отметку, за которой возможны аварии на сантехоборудовании в квартирах? Коммунальщики не гарантируют, а вы не докажете, что у них зашкалило. Вот и придется по закромам своего тощего после отпуска кошелька скрести, дабы соседям (если вы не на первом этаже обитаете) убытки возместить. Я никого не агитирую, скажу только, как сама поступила. Гибкие шланги к мойке ставили у меня сантехники обслуживающей организации и никаких сертификатов при этом не требовали, гарантий не давали. А потому случись что (тьфу-тьфу), крайней буду я. Если надеетесь на

"страховку, которую вы ежемесячно вместе с квартирной платой вносите, напрасно. Прецеденты имеются, рассказывали наши читатели. Копейки, то есть 20 с чем-то рублей платите, копейки и получите. Потому я тут же побежала в страховую компанию и оформила полис страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. Что-то вроде ОСАГО, только без принуждения.

Напоследок, уважаемые горожане, еще раз удивим вас. Для редакции это тоже было неожиданностью. Вслед за законопослушной читательницей позвонил другой наш читатель и сообщил, что коммунальщики если не намеренно вводят нас в заблуждение, то по незнанию. Последнее, на наш взгляд, только усугубляет их вину. Читатель написал письмо в Госстандарт России по поводу сертификации гибких подводок к санитарно-техническому оборудованию и стиральным машинам и получил ответ, что эти изделия "до 30.04.2003 г. не входят в "Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация. ...Одновременно ставлю вас в известность, что номенклатура и перечни товаров и услуг постоянно корректируются. Заместитель генерального директора Центра испытаний и сертификации (Санкт-Петербург) Госстандарта России Г.Н. Иванова".

Какие же сертификаты требуют от нас коммунальные работники? В каком магазине их могут дать, если тех нет в природе? А если дадут, как одному из позвонивших нам читателей, то сертификат его не спасет. Потому что даже поставившие оборудование сантехники обслуживающей организации сразу предупреждают: если сорвет шланг - ответственность на хозяине. У нас никто ни за что не отвечает, крайним остается законопослушный потребитель услуг.

Редакция газеты вместе со своими читателями ждет ответа от главного коммунального начальника города. Надеемся, что ждать придется не как соловью лета, а согласно закону о СМИ семь дней.