ДВУСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ ТАРИФОВ
Страховщики научились вести ценовые войны
Точные расчеты позволяют страховщикам вести ценовые войны и захват сегментов рынка автострахования, минимизируя риск собственного банкротства
Впервые за несколько лет крупные автостраховщики активизируют войну за клиентов. Стоимость полисов каско в крупных компаниях для одних и тех же автомобилей отличается более чем в два раза. Высокий спрос дает возможность одним страховщикам продавать полисы дорого и сделать автострахование прибыльным. С другой стороны, научившись точно рассчитывать тарифы, страховщики могут снижать цены и захватывать рынок с минимальным риском обанкротиться.
"Автогражданка" не помогла
С введением в 2003 году обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) страховщики говорили о возможном снижении интереса автовладельцев к добровольному страхованию каско. Часть аварий оплачивается за счет "автогражданки", и некоторые особенно уверенные в себе автолюбители могли бы посчитать полис каско лишним. Однако сложная и долгая процедура получения выплат по ОСАГО не дала сбыться этим прогнозам.
Эксперты Princeton Partners Group (PPG) утверждают, что в 2ОО4 году из 23 млн автомобилей, приобретенных физлицами, по каско было застраховано около 1 млн (4-5%). По схожим оценкам Объединенной финансовой группы (ОФГ), сделанным на основе данных Росстата, в 2004 году частные лица приобрели 1,1 млн полисов каско. Аналитики ОФГ по итогам 2004 года зафиксировали прирост рынка страхования автокаско на 75%. До $972 млн. Объем этого рынка, по мнению PPG, в 2004 году составил $1,3 млрд. Лидерами автострахования в 2004 году стали "Ингосстрах" ($179 млн премии), "РЕСО-гарантия" ($144 млн) и "Росгосстрах" ($84 млн).
В 2005 году, несмотря на отсутствие официальной статистики, по оценкам PPG, объем сборов на рынке автокаско увеличился еще на 61%, до $2,1 млрд. По словам эксперта PPG Сергея Теснюка, в первую очередь это связано с рекордными продажами иномарок. "Владельцы дорогих автомобилей, как правило, стремятся их застраховать", - говорит он.
По мнению заместителя гендиректора страхового дома ВСК Евгения Уфимцева, популярность каско связана с естественными причинами - ростом парка машин, который объясняется все более доступными программами автокредитования. "Кредитование невозможно без страховки от угона и ущерба", - напоминает Уфимцев. С ним согласен начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Игорь Александров: продажи каско будут расти до тех пор, пока растут "автомобилизация населения" и популярность автокредитования.
По оценкам центра стратегических исследований "Росгосстраха", этот рынок в ближайшие несколько лет будет увеличиваться на 40% ежегодно. PPG считает, что при условии сохранения существующих тенденций развития рынка добровольного автострахования доля застрахованных может вырасти с нынешних 5% до 9% к 2010 году. При таком сценарии премии в этом сегменте за пять лет могут вырасти к 2010 году до $5 млрд. ОФГ оценивает перспективы рынка более оптимистично - $7 млрд к 2010 году.
Не прибыли ради
Высокий уровень спроса на полисы автострахования заставляет страховщиков повышать цены. Наибольший прирост стоимости наблюдался на страховом рынке в 2003 году. Тогда рост курса евро на 11,4% за год привел к резкому подорожанию автомобилей из Европы. Кроме того, цены на иномарки выросли из-за повышения таможенных пошлин. Например, для категории автомобилей с объемом двигателя 1,5-1,8 л пошлины выросли тогда на 76% (с 0,85 евро до 1,5 евро за 1 куб. см). В результате стоимость полисов каско на рынке выросла в среднем на 10-20%.
По мнению заместителя гендиректора "РЕСО-гарантии" Игоря Иванова, рост цен страхования каско продолжает ощущаться и сейчас. "Общая тенденция в последнее время - повышение тарифов за счет той же инфляции и разницы курсов валют", - говорит он. Однако в последнее время, по словам страховщиков, тарифы кардинально не менялись. Гендиректор "Стандарт-резерва" Виктор Юн утверждает, что в Москве тарифы постепенно растут - за прошедший год рост составил 5-7%. "Это связано не с желанием страховщика увеличить свою прибыль, а скорее с объективными обстоятельствами: растут зарплаты клиентов, цены на запчасти, в то время как стоимость иномарок остается прежней. Таким образом, цены на ремонт растут быстрее инфляции, следовательно, увеличивается и тариф", - объясняет он.
Война с минимальными потерями
Пару лет назад страховщики пропагандировали отказ от ценовых войн, захвата рынка автострахования с помощью демпинга и призывали к конкуренции с помощью сервисных услуг. Тарифы на полисы каско в компаниях-лидерах не сильно различались - застраховать иномарку среднего класса стоимостью ОКОЛО $20 ТЫС. МОЖНО было с разницей в 1-1,5 процентных пункта.
Сегодня тарифы этих компаний различаются более чем вдвое. Корреспондент "Бизнеса" поинтересовался у крупных страховщиков, сколько стоит полис каско на три автомобиля: популярный Ford Focus II стоимостью $15,3 тыс., наиболее продаваемый в России сегодня Mitsubishi Lancer ($16,6 тыс.) и Peugeot 407 ($29,5 тыс.). Во всех трех случаях за рулем находился молодой человек 25 лет с тремя годами водительского стажа.
В опрошенных "Бизнесом" компаниях Peugeot 407 можно застраховать по 6,9-11% от суммы страхового покрытия. Разница в итоговой стоимости полиса каско составляет $1232. Договор страхования Ford Focus II можно заключить по ставке от 7,7% до 12,9% с разницей $786 за полис. Но больше всего дифференцированы тарифы на страхование Mitsubishi Lancer. Его можно застраховать в "Росгосстрахе" по 6,6%, а в "Ингосстрахе" - по 15,2% от страховой суммы с рекордной разницей - $1422.
Война тарифов, по мнению Ильи Оленина, заместителя директора по автострахованию компании "АльфаСтрахование", связана с желанием некоторых страховщиков закрепиться на рынке автострахования. "Потребители по-прежнему сильно реагируют не на качество, а на цену", - считает он. Евгений Уфимцев объясняет сильные ценовые различил тем, что страховщики научились рассчитывать свои тарифы на основе накопленных статистических данных. "Тарифные ставки назначаются не из предчувствий и политических соображений, как прежде, а на основе расчетов", - говорит он.
Низкие тарифы при высоких убытках в свое время привели к банкротству таких компаний, как "Континент-полис", "Народный резерв". Опасная тарифная политика по каско автомобилей в течение нескольких лет привела страховую группу "Авест" к плохому финансовому положению, отзыву лицензии на ОСАГО и банкротству. Точные расчеты позволяют страховщикам вести ценовые войны и захват сегментов рынка автострахования, минимизируя риск собственного банкротства.
"Росгосстрах" пошел на Москву
Одни из самых низких тарифов на страхование Mitsubishi Lancer и Peugeot 407 предлагает компания "Росгосстрах" - 6,6% и 6,9% соответственно. Для сравнения: средняя ставка на этот полис по 10 компаниям - 10,6% и 8,7%. По цене полиса для владельцев Ford Focus II "Росгосстрах" немного уступает лишь "Спасским воротам". Однако застраховать все три автомобиля в сумме дешевле именно в "Росгосстрахе".
"Бизнесу" не удалось обсудить тарифную политику компании ни с одним из представителей компании - страховщик предпочел общение по e-mail. В комментарии компании говорится, что политику "Росгосстраха" нельзя называть демпингом. "Если у компании сбалансированный страховой портфель, профессиональные актуарии, она может устанавливать более низкие тарифы на те или иные объекты благодаря тому, что умеет грамотно оценивать риски. В случае с "Росгосстрахом" нужно говорить не о демпинге, а о грамотной сегментации страхового портфеля компании - с учетом накопленной статистики компания может предложить определенному клиенту наиболее выгодные на рынке условия и тарифы страхования", - сообщил страховщик.
Конкуренты "Росгосстраха" с осторожностью комментируют его тарифную политику. "У компании большой опыт страхования отечественных автомобилей, теперь она хочет выйти на новый рынок - иномарок. Если резервы мощные, то компания сможет в дальнейшем выстроить свой портфель", - заявляет Илья Оленин. Однако, по его мнению, любому демпингующему страховщику приходится в итоге увеличить тарифы, чтобы не обанкротиться. "При такой политике в дальнейшем, если компания будет честно платить по обязательствам, она может разориться. Этот рынок быстрее, чем ОСАГО, может обанкротить страховщика", - предупреждает Игорь Александров.
Нерегулируемый Lancer
Самой дорогой компанией из опрошенных "Бизнесом" оказалась "РЕСО-гарантия" - суммарная стоимость страхования всех трех автомобилей в ней самая высокая. В компании уверяют, что разница в тарифах может объясняться лучшими условиями договора. "Цена может означать существенную разницу в правилах, а значит, компания, в которой полис стоит дешевле, будет выплачивать меньше и наоборот", - говорит Игорь Иванов. А в РОСНО (второе место по совокупной стоимости трех полисов) цены объясняют тем, что компания не пытается конкурировать на этом рынке. "Каждый страховщик сегментирует рынок по-своему. Какие-то компании допускают рост убытков по некоторым отраслям за счет прибыли по другим, иные считают, что работать следует только на прибыль", - объясняет директор центра страхования автотранспорта РОСНО Александр Гурдус.
Иногда на цене полиса могут сказываться особенности той или иной марки автомобиля. Например, у большинства из опрошенных "Бизнесом" страховщиков стоимость полиса каско на Mitsubishi Lancer превышают 10%, несмотря на то, что автомобиль находится в одной ценовой категории с Ford Focus II. "При невысокой стоимости уровень тарифов на Lancer обусловлен тем, что эта машина дороже в ремонте, чем ее одноклассники", - объясняет тарификацию своей компании начальник управления андеррайтинга автотранспортных рисков СГ "Уралсиб" Егор Лысой. При этом средняя стоимость страхования от ущерба Lancer в ю опрошенных "Бизнесом" компаниях сопоставима со средней стоимостью страхования от ущерба Ford Focus II. Страховщики, видимо, считают, что Lancer потенциально более угоняем - стоимость страхования этого автомобиля от угона в общей цене каско выше аналогичного показателя для Ford Focus II.
[Графические материалы
ТАРИФЫ НА СТРАХОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В КОМПАНИЯХ-ЛИДЕРАХ РЫНКА АВТОСТРАХОВАНИЯ
Материалы доступны в бумажной версии издания]