Работа над ОСАГО продолжает продолжаться
почему правила автогражданки изменились так мало?
В конце 2005 года, по истечении двух лет действия Закона об ОСАГО, чиновники, страховщики и депутаты Госдумы решили, чтобы в правила автогражданки пора вносить изменения. Правда, изменилось в итоге гораздо меньше, чем было анонсировано основным инициатором поправок - Министерством финансов.
Хотели и сделали
С 1 января 2006 года начала действовать новая сетка тарифов по ОСАГО. Изменения произошли незначительные - в порядок применения коэффициентов бонус-малус (скидки-надбавки в зависимости от аварийности) внесены уточнения: если раньше при вписывании в полис новых лиц, допущенных к управлению автомобилем, владелец авто сохранял свои скидки за безаварийную езду (бонусы), то теперь их не будет.
Немного изменились территориальные коэффициенты (жители самых маленьких населенных пунктов будут платить за полис ОСАГО чуть больше, чем прежде, а жители просто маленьких - чуть меньше).
"На наш взгляд, увеличение коэффициента для жителей небольших населенных пунктов достаточно обоснованно, поскольку их жители часто ездят в соседние, более крупные города на работу или за покупками", - считает специалист Петербургского филиала "Московской страховой компании" Анжелика Воробьева.
"Решение повысить коэффициенты связано с тем, что у нас автомобили нередко зарегистрированы в небольших поселках, где тарифы по ОСАГО самые низкие, а эксплуатируются в городе. - говорит Андрей Знаменский, начальник Управления ОСАГО страховой компании "Русский мир". - Экономия при этом составляет всего лишь несколько сотен рублей в год, а проблемы создаются такие, что их решение может обойтись гораздо дороже. Думаю, повышение коэффициентов для мелких населенных пунктов приведет к тому, что желание регистрировать машины в деревнях будет возникать у меньшего, чем сейчас, числа автовладельцев".
В Ленинградской области территориальные коэффициенты не изменились вообще, за исключением единственного случая: город Волхов уравняли по величине коэффициента с остальными городами - 1,6 вместо 1. Тем самым была исправлена изначальная ошибка, когда город Волхов Ленинградской области законодатели перепутали с городом Болхов, расположенным в Орловской области.
Коэффициенты по срокам страхования незначительно откорректированы для периодов страхования в 7, 8, 9, 10 месяцев и более. Также с 1 января изменился допустимый срок страхования при транзитной страховке: ранее он мог быть от 15 дней до 6 месяцев, теперь - только до 20 дней. Автомобили, зарегистрированные на территории иностранных государств, могут страховаться на срок от 15 дней до 12 месяцев.
Коэффициенты по мощности двигателя изменились так:
Было до 31 декабря 2005 г. С 1 января 2006 г.
до 50 л.с. - 0,5 до 50 л.с. - 0,5
50 - 70 л.с. - 0,7 50 - 70 л.с. - 0,7
70 - 95 л.с. - 1,0 70 - 100 л.с. - 1,0
95 - 120 л.с. - 1,3 100 - 120 л.с. - 1,3
120 - 160 л.с. - 1,5 120 - 150 л.с. - 1,5
160 - 200 л.с. - 1,7 свыше 150 л.с. - 1,7
свыше 200 л.с. - 1,9
Самое важное здесь, что изменение коэффициента 1 с диапазона "70 - 95 л.с." до "70 - 100 л.с." позволит ослабить страховое бремя владельцев нескольких марок массовых машин - например, Mitsubishi Lancer 1.6 (98 л.с.), Toyota Corolla 1.4i 16V (98 л.с.) или Ford Focus 1.6 (100 л.с.). Они станут платить меньше на 23%. Зато обладатели машин в категории "150 - 160 л.с." - на 13,3% больше, чем в прошлом году. Отмену максимального коэффициента для автомобилей мощностью свыше 200 л.с приветствуют все, в том числе и страховщики (по вине владельцев мощных машин аварии происходят не чаще, чем по вине остальных).
Специалисты говорят, что эти поправки - не окончательные.
"Тарифы по ОСАГО являются достаточно трудоемким результатом статистической обработки данных, полученных страховыми компаниями за 2,5 года работы, - говорит Екатерина Медвинская из "Северо-Западной страховой компании". - Разумеется, коэффициенты еще могут меняться, так как каждый год накапливается определенная статистика по аварийности тех или иных марок автомобилей, по ее зависимости от стажа и возраста водителей и т.п."
Хотели, но не сделали
Осенью прошлого года правительством было анонсировано еще несколько логичных поправок к Закону об ОСАГО.
Во-первых, предлагалось разработать порядок досрочного расторжения договора ОСАГО в случае замены автомобиля, смены его владельца и при неплатежеспособности страховщика.
Во-вторых, чиновники предлагали увеличить размер возмещения вреда, нанесенного здоровью потерпевших в ДТП, до 160 тыс. руб. на каждого (сегодня эта сумма составляет 240 тыс. руб. на всех).
В-третьих, предполагалось внести изменения в порядок выдачи полисов, чтобы для оформления ОСАГО было не нужно являться собственником машины или иметь на нее доверенность.
Кроме того, Минфин намеревался уточнить понятие "внутренние территории" (тогда автоаварии на внутренних территориях заводов или заправок стали бы признаваться страховыми случаями) и отказаться от размещения на лобовом стекле страхового стикера, которые, как выяснилось, невозможно потом удалить никакими способами.
Но самым важным решением должно было стать, пожалуй, следующее: чиновники обещали подготовить предложение по введению процедуры упрощенного оформления мелких ДТП (с ущербом до 15 тысяч рублей), чтобы те могли рассматриваться без вызова сотрудника ГИБДД. Это стало бы первым шагом по введению в России европейского протокола.
Увы, ни одна из этих инициатив пока не реализована.
Чуть больше повезло поправке, обязывающий страховщиков выплачивать автомобилистам пени за каждый день просрочки страховых выплат, - она прошла первое чтение. Напомним, что по действующему закону страховая компания виновного обязана выплатить компенсацию потерпевшему (или отказать в выплате) в течение 15 дней. Если страховщик затягивает с решением, его можно наказать только через Федеральную службу страхового надзора, написав туда жалобу. Это способно принести лишь моральное удовлетворение, а за финансовой компенсацией все равно нужно обращаться в суд.
В большинстве стран срок выплат составляет от 30 дней до 3 месяцев. Глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев поддержал введение санкций за просрочку выплат по ОСАГО - в размере 500 - 1500 руб. в день - но при условии увеличения срока выплаты до 1 месяца.
- Изменений запланировано много, но когда именно и какие именно поправки будут приняты, предсказать невозможно, - говорит Андрей Знаменский ("Русский мир"). - Прежде чем проект Минфина попадет на рассмотрение в Думу, он должен будет пройти все необходимые процедуры в правительстве, которое может внести в свои собственные корректировки. Госдума тоже внесет свои предложения, и пока законопроект пройдет положенные три чтения, он имеет все шансы значительно измениться. Так что думать, что перемены - дело уже решенное, никак нельзя.
Екатерина Медвинская ("Северо-Западная страховая компания") считает, что исправленный Закон об ОСАГО мог бы сделать обязательными некоторые виды сервисных услуг, которые страховщики оказывают пока по доброй воле: "Все время происходит расширение сервисных программ, которые мы предлагаем своим страхователям. Например, уже все добросовестные петербургские страховщики обеспечивают выезд аварийного комиссара на место ДТП. Более того, 2/3 компаний предлагают собирать за страхователя все выплатные документы. Организовывается это очень просто - выписывается доверенность на аварийного комиссара, и он их собирает".
- Потенциал изменений Закона об ОСАГО, конечно, не исчерпан. Его вполне можно полностью написать заново, - говорит директор Управления автострахования компании "Росгосстрах Северо-Запад" Игорь Ясногородский. - Но дело в том, что все предложенные поправки, как дельные, так и малоприменимые, вступают в противоречие с отдельными статьями Гражданского кодекса РФ, других федеральных законов. Для того чтобы внести эти поправки в Думу, необходимо предварительно внести соответствующие поправки в действующие законодательные акты. Кто станет этим заниматься?
Редакция благодарит за помощь при подготовке материала СК "Русский мир", "Северо-Западную страховую компанию", СК "Росгосстрах Северо-Запад", СОАО "Регион", "Московскую страховую компанию" и Страховую группу "УралСиб".