Кнут и пряник ОСАГО
У каждого автовладельца есть сегодня полис страхования "автогражданки", который ежегодно приходится "обновлять". Если вам повезло-ни разу не стали виновником ДТП, имеете право на скидку при перезаключении договора ОСАГО. А вот для приятеля, которому не повезло, полис окажется дороже. Но это по закону. А что на практике выигрывает или проигрывает автовладелец при получении нового полиса ОСАГО в зависимости от аварийности его вождения? Сегодня в России действуют тарифы по страхованию автогражданской ответственности, утвержденные постановлением правительства N 739 от 8 декабря 2005 года. По сути в декабре правительство лишь чуть изменило тарифы, действующие в нашей стране уже 2, 5 года. Тем же постановлением были утверждены величины скидок и надбавок при продлении договора ОСАГО на следующий год. К сожалению, они несправедливы по отношению к страхователю, штрафы для которого за аварийную езду могут превышать в 50 раз премию за вождение без ДТП.
Например, если владелец автомобиля начиная с первого года страхования из года в год не имеет страховых случаев, произошедших по его вине, то при продлении договора на каждый последующий год он будет иметь скидку в размере 5%. Если владелец автомобиля в текущем году стал виновником ДТП, по которому произошла выплата потерпевшему, то при продлении договора на следующий год ему придется заплатить в 1, 55 раза больше, то есть надбавка равняется 55%. Если в первый год страхования по вине владельца автомобиля произошло два страховых случая или более, то договор страхования на следующий год станет для него дороже в 2, 45 раза, то есть надбавка составит 145%!
В реальности немногие автовладельцы платят страховщикам повышенные премии. Во-первых, потому, что от такого наказания легко уйти, не нарушая рамок действующих процедур страхования. Например, вписав в полис в качестве страхователя на следующий год не себя, а своего тестя (а также зятя, приятеля, тещу - кто кому симпатичнее). Кроме того, если вам начислили штраф за аварийную езду, вы с чистым сердцем можете уйти в другую страховую компанию, которая вам выпишет полис по базовому тарифу. У страховщиков пока нет единого информационного ресурса, где бы учитывалась аварийная история всех автовладельцев.
Во-вторых, сами страховщики, понимая легкость ухода от такого финансового кнута, как правило, не наказывают штрафами тех клиентов, у которых в течение года случилось не более одной выплаты. Тем же страхователям, от которых другие участники дорожного движения потерпели два раза и более, страховщики тем не менее грозят высокими штрафами, как бы намекая: иди, дорогой товарищ, с миром к другому страховщику-с нас довольно.