Перейти к основному содержанию

Главная      ХЛЕБНУЛ ОСАГО

ХЛЕБНУЛ ОСАГО

Почему только иностранцы ездят без страха по российским дорогам?

Хорвата Имила Беляка занесло на трассе под Почепом. Шел со скоростью 90 километров в час, а дорога уже покрылась наледью. Фуру с грузом бросило под откос - автопоезд сложился, как говорят дальнобойщики.

Имил перекрестился, когда понял, что остался чудом жив. Весь следующий день пришлось оформлять протоколы, звонить домой. Сообщил об аварии страховщикам - те потребовали копии протокола ДТП, подтверждающие расходы документы, а также фотографии изуродованной фуры.

Перевозчиков, которые согласились перегрузить товар и доставить в Москву, он нашел быстро. Крановщиков пришлось долго уговаривать. Они начали подъем и разорвали прицеп пополам, но за работу тем не менее получили почти 9 тысяч рублей. Перед поездкой в Брянскую таможню для переоформления документов пришлось нанять охранниками милиционеров, которые за сутки брали по полторы тысячи рублей. Через несколько дней машину оттащили на стоянку, однако здесь потери умножились: пропала магнитола и две запаски стоимостью около семисот долларов. Ни крановщики, ни милиция, ни тем более воры справки о затратах водителю предоставлять не собирались. Хорвата "доили" все, кому не лень, но больше всего ошеломляли встречи с чиновниками, которые под разными предлогами уклонялись от оформления необходимых справок.

Российского частного перевозчика такая авария посадила бы в долговую яму, но Имила искореженная машина и полуприцеп беспокоили не столь сильно.

- Я плачу по договору страхования более 4 тысяч евро в год, - рассказал Имил Белян. - Сумма, конечно, немалая, но зато еду в рейс без боязни разориться в случае ДТП.

Имил рассказал об одном любопытном случае, который произошел с его знакомым. Тот решил подзаработать с помощью ложной аварии. "Свой" человек в страховой фирме у него был, оставалось только безопасно перевернуть фуру, груженную стеклом.

Машина так мягко легла на бок, что даже стекло не побилось. Предусмотрительный аферист открыл прицеп и расколотил товар молотком. Состряпал бумагу, согласно которой заплатил крановщику 2800 евро, потом заменил старые запчасти на новые и пригласил страховщиков. Те оценили убыток почти в 25 тысяч евро и все выплатили. На ремонт пошли гроши... Мой собеседник таких вещей не одобряет. Разгрузившись в Москве и вернувшись в Брянск, он переслал домой по электронной почте документы, подтверждающие аварию, и фотографии.

- Неужели этого достаточно? - спрашиваю и привожу для сравнения историю, которая недавно случилась с моим знакомым.

В его иномарку на перекрестке врезалась маршрутка, выскочившая на красный свет. Пострадал еще один водитель, который подтвердил, что таксист нарушил правила дорожного движения. Однако через несколько дней протоколы чудодейственным образом изменились, и теперь страховая фирма не желает оплачивать ущерб пострадавшим, хотя он и не столь велик.

Российские страховщики ушедший год проводили сетованиями на свою тяжкую долю, которую решили подправить за счет автомобилистов, живущих в сельской местности, и других категорий граждан. Теперь предприятиям и организациям полисы ОСАГО будут обходиться в полтора раза дороже. Но, по мнению аналитиков, даже обанкротившиеся компании пошли по миру вовсе не из-за якобы низких тарифов ОСАГО, а из-за собственной неграмотности и жадности. Нанятые пессимисты предсказывают, что ОСАГО станет убыточным к концу следующего года. Водители почти смирились с дополнительными поборами, однако это не только не прибавило доверия к тем, кто продает полисы, но и ударило по другим видам страхования. В том же Брянске работают уже около двух тысяч автопоездов, но редкий владелец желает обезопасить свой большегрузный транспорт на случай угона или аварии. Перевозчики согласны бы пойти на дополнительные расходы, но не верят, что страховщики полностью и быстро возместят убытки, если фура перевернется или сгорит. Примечательно, что и Белоруссия, и Украина уже давно входят в список стран, где действует "зеленая карта", то есть общеевропейская страховка гражданской ответственности, а Россия и в этом случае оказалась на обочине.

А на что мог рассчитывать рядовой хорватский перевозчик, ушедший под откос в далекой России? Свой автопоезд с тягачом ДАФ Имил купил за 52 тысячи евро три года назад. По его словам, страховщики выплатят ему не меньше 90 процентов ущерба, который он подтвердит документами, то есть около 44 тысяч евро. При этом машину забирать не будут - можешь ее ремонтировать, если хочешь.

Присутствовавший при нашем разговоре брянский перевозчик только качал головой. Европейские страховые компании так услужливы, пояснил Имил, так как действительно борются за клиентов. Если прежде в случае безаварийной езды страховка дешевела в год на 5 - 10 процентов, то сейчас скидка доходит до половины общей стоимости. В Хорватии, которая еще и в Евросоюз не принята, отношения страховщиков и автомобилистов давно приобрели вполне цивилизованный вид.

Имил мне сказал, что даже страшная авария, в которую он попал, не отвадит его от поездок в Россию. Вот только бы судьба не сводила больше с российскими чиновниками, гаишниками и мародерами, которых столько прошло перед его глазами за десять кошмарных послепраздничных дней.

БРЯНСК.