БЛАГОРОДНЫМ КОНСЕРВАТИЗМ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА
Предновогодние беседы с президентом страховой компании "Спасские ворота" Борисом ХАИТОМ стали для нас доброй традицией. Год прошел, и опять мы в его кабинете на Новом Арбате - обсуждаем, насколько события минувших двенадцати месяцев совпали с прежними ожиданиями.
- Борис Григорьевич, что в сфере страхового бизнеса изменилось с нашей последней встречи?
- На самом деле, не так уж и много. Бизнес у нас консервативный. За полтора века не так уж много нового удалось в нем изобрести. Ну, можно отметить определенное разочарование в ОСАГО. Граждане с самого начала видели в нем лишь новый дополнительный налог, и в определенной мере они были правы. Однако год назад возмущенная общественность обвиняла нас, страховщиков, в том, что якобы мы без всяких дополнительных затрат хотим снять с обязательного автострахования сверхприбыли. Только ничего подобного не произошло. На самом деле, сегодня этот бизнес не выгоден в первую очередь именно страховым компаниям.
- Честно говоря, верится с трудом.
- Зря. Ну, сами посудите, поскольку автогражданка обязательна, тарифы на нее устанавливаются государством - единые для всей России. Оно и понятно: цена автомобильных дверей, стекол, двигателей, покрышек и т.д. повсюду одинакова. А вот доходы граждан в разных регионах различны. Между тем организационные расходы на обслуживание клиентов по ОСАГО оказались значительно больше, чем первоначально ожидалось. Вот и выходит, что почти по всей стране, кроме разве что столиц, страховщик работает себе в убыток. Единственным выходом является повышение тарифов, о чем сейчас ведется речь.
- Сейчас много говорят о необходимости легализации трудовой миграции. Если власти от слов перейдут к делу, прибавится у вас клиентов?
- Теоретически - да. Ведь легальному мигранту необходимо иметь как минимум медицинскую страховку. И я не думаю, что государство сможет, да и должно брать на себя расходы по обязательному страхованию приезжих за счет налогоплательщика. Здесь надо подсуетиться самим приезжим. Тем более, что работа у них, как правило, связана с повышенным риском. Профессия строителя, например, является одной из самых опасных, если брать даже официальную статистику производственного травматизма. Другое дело, что сами приезжие редко имеют при себе достаточные средства для немедленного приобретения страхового полиса. Ключевую роль должен сыграть работодатель. Необходимо запустить систему корпоративной страховки.
- Но ведь строительные компании процветают исключительно благодаря дешевому наемному труду. А если они вдруг начнут страховать своих рабочих, их рентабельность резко упадет.
- В народе не зря говорят: скупой платит дважды. Строить свое благополучие за счет чужой нищеты - само по себе такой огромный риск, что даже мы от него не страхуем.
- А финансовые риски инвесторов в строительную отрасль страхуете? Сейчас правительство считает это необходимым условием развития столицы.
- Нет. Думаю, перекладывание ответственности за судьбу инвестиций в отрасль на страховые компании несправедливо. Допустим, обращается к нам некий банк X с просьбой застраховать кредит, предоставляемый им некой строительной компании Y. Ну, что им ответить? Что они фактически предлагают нашим аналитикам продублировать деятельность их экспертного совета? Ведь у каждого уважаемого банка есть собственные компетентные службы, ничуть не хуже, если не лучше, чем у страховых компаний. И перед тем, как экспертный совет банка порекомендует дать миллионный кредит, такая служба сто раз проверит и перепроверит надежность клиента. И после этого нам предлагают проделать ровно ту же работу, давая тем самым понять, что не верят собственному клиенту. Абсурд!
- Год 2006-й пройдет под знаком реформы ЖКХ. Думаете ли Вы, что добровольное страхование жилья станет в этой связи массовым явлением?
- То же самое скажу: по логике вещей такое вполне может быть. Одним из основных положений реформы является отказ государства от бюджетных дотаций на капитальный ремонт жилого фонда. Теперь материальную ответственность за него должны нести сами собственники жилых помещений. Дома ветшают, средства на их реновацию жильцам единовременно не собрать. Страховка - самый простой и надежный способ решить эту проблему. Однако все зависит от осознания людьми этого простого и очевидного факта. К сожалению, объемы частной собственности в нашей стране растут значительно быстрее, чем культура.
- По-моему, такие компании, как "Спасские ворота" не только выполняют свое основное назначение - оказывают страховые услуги, но и служат своего рода центрами прививки народным массам этой самой культуры.
- Ну, вообще-то, это не наша задача. Но хороший предприниматель волей-неволей должен формировать своего клиента. В этом залог его успеха. Нам далеко не только по масштабам капиталов, но и по возрасту до западных гигантов. Но и у наших страховых компаний уже сложились собственные традиции, своя культура. А "Спасские ворота" стояли у истоков этого бизнеса в России. Как-никак 10 лет на этом рынке.
- А какие направления страхования являются основными для вашего бизнеса?
По общему объему преобладают направления страхования имущества (36%) и ОСАГО (54%). Причем по сравнению с прошлым годом увеличилась доля страхования имущества, в основном за счет страхования автотранспорта и страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей, а доля ОСАГО сокращается. Еще 9,2% и 3,0% приходится на личное страхование и страхование ответственности. Самое динамичное развитие в этом году у нас по личному страхованию, его объем вырос на 49,5%. В этом сегменте большую часть составляет добровольное медицинское страхование.
Кстати, в декабре мы открыли в Раменках собственный медицинский центр - "Спасские ворота-Мед", он оснащен новейшим диагностическим и лечебным оборудованием, в нем работают прекрасные специалисты, а обслуживаться смогут и взрослые, и дети. Так что теперь мы сможем прикреплять застрахованных по ДМС не только к различным поликлиникам, но и к собственному центру, и это даст нам возможность в деталях следить за качеством обслуживания.
- Вам нередко случается участвовать в разного рода конкурсах, включая и городские. Помогает ли Вам ваш стаж работы на рынке страховых услуг, Ваш авторитет выигрывать?
- Конкурсы, а тем более в нашей отрасли - вещь достаточно субъективная. Нет, ничего не хочу сказать о самой системе. Она объективна, справедлива и, главное, законодательно зафиксирована. Но одно дело - система, а совсем иное - люди, ее представляющие.
- Хотите сказать, при проведении конкурсов Вам случалось сталкиваться с произволом?
- Сами судите. Никто не запрещает организаторам тендера оценивать его участников по собственным критериям. Но если вдруг среди них возникают такие странные, как число проигранных государству судебных тяжб, сам собой возникает вопрос "кому выгодно?".
- Что, действительно такое было?
- Увы.
- Похоже на стремление устранить какого-то конкретного конкурсанта.
- Во всяком случае никакого иного практического смысла я в этом не вижу. Во всяком случае на реальный авторитет компании такие показатели не влияют. Он определяется нашим стажем на рынке, объемом капиталов и готовностью платить по страховке, даже если это делается вопреки нашему пониманию ситуации, по решению суда. В конце концов, чем больше клиентов у компании, тем больше и вероятность судебных исков к ней или с ее стороны. Вот компания-однодневка, финансовая пирамида, живущая до первой серьезной тяжбы, действительно может похвастать на конкурсе девственно чистым досье. А все суды выиграть все равно невозможно.
- Но для чего же устранять с конкурса такого надежного партнера, да еще давать при этом карт-бланш сомнительной фирме? ...Если, конечно, речь идет не о коррупции.
- В самом деле, для чего бы вдруг? Вот почему я и говорю: любую, даже самую идеальную конкурсную систему могут дискредитировать нечестные исполнители. Я далек от мысли, что коррупцию можно окончательно одолеть, но бороться с ней тем не менее необходимо. До тех пор, пока организаторы конкурса за предвзятое отношение к его участникам будут получать в руку, а не по рукам, ничего хорошего ждать не приходится.
- А не стоит ли ввести в качестве некоего норматива преференции большим, авторитетным компаниям, вроде "Спасских ворот", участвующим в конкурсах?
- Зачем? Лучше, чтобы это просто стало доброй неформальной традицией.
- Борис Григорьевич, год на исходе. Чего бы Вы пожелали своим клиентам и будущим клиентам в новом году?
- Будьте здоровы, друзья, и пусть все у вас будет хорошо - это в наших с вами общих интересах.