Перейти к основному содержанию

Главная      СОМНИТЕЛЬНОЕ БЛАГО НАШЕГО ОСАГО

СОМНИТЕЛЬНОЕ БЛАГО НАШЕГО ОСАГО

Если верить рекламе, после вступления в силу Закона об обязательном страховании владельцев автотранспортных средств, более известного по аббревиатуре ОСАГО, жизнь у автомобилистов стала куда более легкой и приятной. Ведь случись что на дороге, рублем отвечают страховщики. Однако действительность зачастую далека от рекламного рая...

В один из апрельских дней прошлого года бок "Форда", в котором ехал калининградец Владимир Байдалин, распорола выскочившая с второстепенной улицы "Ауди". Оперативно "нарисовавшимся" на месте инцидента гаишникам не составило труда определить, по чьей вине он произошел. В нарушители Правил дорожного движения записали водителя "Ауди". Точней, водительницу - за рулем легковушки сидела 16-летняя девушка, у которой даже не было прав на управление транспортным средством. Как потом выяснилось, машину ей дали покататься.

По идее, пострадавшему в ДТП Байдалину оставалось лишь получить положенную компенсацию в размере 20 тысяч рублей. Но не тут-то было. "Мы застраховали гражданскую ответственность исключительно владельца "аудюхи". Раз он кому-то доверил свое авто, то пусть сам и раскошеливается. А если не захочет - судитесь с ним", - посоветовали посетителю в ОАО "КапиталЪ Страхование".

Что сей "дружеский" совет - из разряда, мягко говоря, сомнительных, подтвердилось на днях. Во время беседы с человеком, что называется, собаку съевшим на юридическом разборе дорожных "полетов" и их финансовых последствий. На некоторые "автогражданские" вопросы редактора "Автодрома" Андрея Горбунова ответил судья областного суда Сергей КОСТИКОВ.

- Сергей Иванович, с момента рождения российской автогражданки прошло уже, считайте, два года. Много ли сейчас в судах дел по возмещению причиненного в ДТП ущерба?

- Очень много. Замечу, в свое время мы ожидали, что с принятием Закона об ОСАГО таких дел станет меньше. Но этого пока не произошло. Впрочем, закон еще молод, и судебная практика по нему до конца не наработана...

- Определился ли уже областной суд с тем, как реагировать на многочисленные иски людей, которым страховщики отказываются платить в связи с отсутствием фамилии виновника аварии в полисе?

- Такие отказы признаются необоснованными. В соответствии с одной из статей Закона об ОСАГО застрахованной считается ответственность не только владельца машины и лиц, указанных в договоре страхования, но и тех, кто на законном основании управляет транспортным средством. А это - все, кому собственник автомобиля доверяет руль. Причем не имеет значения, есть у них водительские права или нет.

Однако, если аварию совершает человек, не вписанный в полис, страховщик может возместить свои убытки. Иными словами, страховая компания должна сначала заплатить пострадавшему, а потом предъявлять регрессный иск виновнику ДТП.

- А если это угонщик, которого к тому же не удалось задержать?

- Тогда страховщик прав, отказывая в выплате. Тем не менее у пострадавшего есть шанс получить компенсацию "по суду". Только ответчиком в этом случае должен стать владелец угнанного транспортного средства. Если суд установит, что источник повышенной опасности, автомобиль, хранился ненадлежащим образом (например, был просто брошен подокнами дома), на его хозяина может быть возложена ответственность.

- Некоторые пострадавшие в ДТП калининградцы не могут получить компенсацию из-за того, что страховые компании оказались "безответственными" филиалами столичных фирм...

- Нечто похожее нам уже пришлось разбирать. Автовладелец купил в Советске полис автогражданки представительства одной из московских страховых компаний. Поскольку это представительство обосновалось в областном центре, суд первой инстанции вынес определение о передаче дела по подсудности в Калининград. Но мы вернули его в Советск. Наша позиция такова: спор должен рассматриваться там, где был заключен договор страхования, и деньги пострадавшему обязаны выплачивать там же.

- Почему "дэтэпэшные" дела очень долго рассматриваются в наших судах?

- Это больная тема. Законодательство установило, что срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев. Но бывают сложные дела, которые не позволяют нам "вписываться" в данные временные рамки.

- Является ли поводом для переноса судебного заседания отсутствие представителя страховой компании из-за болезни или по другим причинам?

- Только в случае согласия истца.

- Считается, что в суде всегда победит тот, кто двигался по главной трассе и был "атакован" вырулившим с второстепенной дороги...

- Это заблуждение. В нашей Конституции есть норма, запрещающая злоупотреблять своими правами. В соответствии с ней ответственность за ДТП вполне может быть возложена на человека, не остановившегося (если у него была такая возможность) перед выехавшим с второстепенной дороги автомобилем.

Или возьмем, к примеру, перегруженные транспортом проспекты Калининграда. В часы пиктам, как правило, все плетутся потихоньку. За исключением тех, кто выскакивает на трамвайные пути попутного направления и несется по ним сломя голову. Понятно, что у них - приоритет. Однако пользоваться этим приоритетом надо разумно.

От редакции. Недавно мировой судья вынес решение об удовлетворении иска Владимира Байдалина к фирме "КапиталЪ Страхование". Кстати, юридическую поддержку истцу оказал председатель регионального отделения Движения автомобилистов России Сергей Боярских. Ему уже не раз приходилось "биться" со страховщиками, защищая законные права калининградских автолюбителей. Боярских составил "черный" список компаний, пытавшихся "стравливать" пострадавших и виновников ДТП. В этом списке, кроме ОАО "КапиталЪ Страхование", значатся фирмы Альфа-Страхование" и "Комфорт-Гарант".