Для кого подешевеет "автогражданка"?
С 1 января 2006 года изменяется порядок расчета при оформлении страховых полисов по "автогражданке". При расчетах будут использоваться новые поправочные коэффициенты, однако базовые ставки остались прежними. Такие изменения внесло в закон правительство страны.
Об этом сообщила на недавней пресс-конференции заместитель директора Хабаровского филиала компании "Росгосстрах" Галина Степанова. Чего стоит ожидать автолюбителям? С одной стороны, поправочные коэффициенты для некоторых автовладельцев будут снижены и страховка по ОСАГО заметно подешевеет, с другой - она подорожает для жителей деревень и маленьких городков, где население не превышает 10 тысяч человек, а также организаций. Предприятия, имеющие на своем балансе большое количество автомобилей, такие, например, как ХПАТП-1, автобазы, должны быть готовы к тому, что стоимость страховых полисов по ОСАГО вырастет сразу на 50 процентов. Как пояснили представители "Росгосстраха", информацию об этом юридические лица получили заранее и сейчас вполне адекватно воспринимают нововведение правительства. Другой вопрос, что найти средства на оформление необходимого пакета документов будет куда сложнее. Но закон есть закон, хочешь - не хочешь, а выполнять его придется. Не повезло и жителям маленьких поселков. Для хозяев "железного коня" поправочный коэффициент теперь будет составлять 0,5, а раньше был 0,4. Вроде бы мелочь, а неприятно. Зато для автовладельцев, проживающих в поселках и городах с численностью населения от 10 до 50 тысяч человек, поправочный коэффициент чуть снизился - он будет составлять все те же 0,5. Очевидно, что единый коэффициент, применяемый как к сельской местности, так и к более крупным городам и поселкам, отчасти несправедлив. Получаются неравные условия - скажем, для жителей того же Охотска, где за два с половиной года не было зафиксировано ни одного ДТП, и жителей сельской местности в районе, к примеру, Осиновой Речки, где, как известно, движение намного интенсивнее и дороги получше. Не помиловали наши законодатели и автовладельцев, занимающихся продажей машин. Теперь они, регистрируя машины по месту жительства, будут обязаны оформить договор ОСАГО на год. Причем период его использования по закону составляет шесть месяцев. А раньше допускалось страхование на 15-20 дней, а действие договора продлевалось до полугода. В среднем за оформление договора ОСАГО на год за легковой автомобиль мощностью до 100 лошадиных сил придется выложить 1800 рублей. При этом если коммерсант решит продавать автомобиль уже через месяц, то новый хозяин вновь обязан приобрести полис ОСАГО. Для владельцев транзитных номеров, следующих на авто к месту регистрации, в новом году договор будет заключаться только на срок до 20 дней. Если владелец протянет, то может быть оштрафован. Кстати, штраф за отсутствие полиса ОСАГО по-прежнему составляет 500-800 рублей. Для кого полис страхования станет дешевле? Галина Степанова отметила, что снизился коэффициент, используемый при расчетах мощности автомобиля. В конкретных цифрах это будет выглядеть так. Если раньше водитель джипа "Прадо" платил за страховку 4400 рублей, то с нового года - 3500 рублей. Другое изменение коснулось расчета грузовых автомобилей с показателя грузоподъемности. Теперь расчет будет вестись по разрешенной максимальной массе, она увеличилась с 10 тонн (как было раньше), до 16 и более тонн. Для владельцев грузоподъемных машин страховка, понятно, подешевеет. - Кроме того, страхование будет теперь происходить по категориям транспортных средств. Если в паспорте транспортного средства отмечено "грузовой-бортовой автомобиль, категория "В", то мы применяем тарифную ставку, как к легковому автомобилю. Если категория "С" - как к грузовому, "Д" - ставка как к автобусам. Раньше были у нас серьезные расхождения в определении: если было написано в ПТС "грузовой", то мы и рассчитывали по этому тарифу, не учитывая модификации и предназначения автомобиля, - пояснила Галина Степанова. Заключать страховые договоры с учетом новых ставок страховщики намерены уже с 1 января 2006 года. Ежедневно в Хабаровске в Росгосстрах обращаются 10-12 потерпевших. Как было отмечено на пресс-конференции, средняя сумма выплаты по ОСАГО по филиалу компании "Росгосстрах" в Хабаровском крае составляет 31 тысячу рублей. За 11 месяцев этого года Росгосстрах собрал 127 млн. 141 тыс. рублей, выплаты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились почти вдвое и составили 77959 тысяч рублей. Однако многие автовладельцы знают, что зачастую экспертная оценка убытков вызывает нарекания. Как признались представители Хабаровского филиала компании, действительно проблема урегулирования убытков по ОСАГО остается одной из самых острых в деятельности всех страховщиков. Все дело в отсутствии действительно независимой экспертизы и нужных законодательных актов. Потому-то и получается разная трактовка ущерба, с которой автовладельцы не согласны. Существующие нормативы ориентированы на отечественный автопром, а достать те же запчасти, провести ремонт отечественного авто зачастую гораздо дешевле, чем завезенной к нам иномарки. Другая проблема, с которой сталкиваются хабаровские автолюбители, - долгое ожидание инспектора ДПС.Как отметил начальник отдела экзаменационной работы, технического контроля и регистрации транспортных средств краевой ГИБДД Игорь Петряшин, в Хабаровске в последнее время увеличено количество инспекторов ДПС, обязанных оперативно прибывать на место ДТП. Днем работают четыре экипажа, ночью - два. В краевом управлении ГИБДД не скрывают, что хотели бы еще увеличить количество оперативных групп, но нет лишних сотрудников и автомобилей, а на дополнительное финансирование рассчитывать не приходится. Тем временем сами страховщики намерены в будущем увеличить штат аварийных комиссаров, их присутствие на месте ДТП необходимо не только для психологической поддержки пострадавших, но и для документального подтверждения факта ДТП, исключения мошенничества. Между тем, закон об ОСАГО действует в нашей стране два с половиной года. С рынка обязательной автогражданки уже ушли пять страховых компаний, поговаривают, что вскоре к ним могут присоединиться и некоторые другие. Закон об ОСАГО меняется, поправки в него до сих пор вносятся. Тем автомобилистам, что в новом году столкнутся с увеличением суммы страхового полиса, нововведения, надо полагать, явно не понравятся...